Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«ДОХОДНОЕ МЕСТО» В ПОСТАНОВКЕ ИГОРЯ КОНЯЕВА

Кто не жил в коммуналке, тот не поймет нового спектакля «Доходное место» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской.

У современного человека (особенно у женщин, по-прежнему составляющих зрительское большинство) гораздо легче вызвать невротические слезы, нежели смех. Все же в театры интеллигенция (или ее потомки, успевшие понахвататься правил хорошего тона от родителей) еще захаживает, и на «дешевый» смех ее так просто не «пробьешь». Режиссер Игорь Коняев сотворил такое «Доходное место» Островского, что зал смеется постоянно и по нарастающей. Это не режиссерская попытка идти на поводу у публики и хохмить в угоду низким вкусам. Просто Коняев, перенеся действие пьесы в наши дни, осовременил не только манеру поведения, но и психологию героев, что и сделало «Доходное место» столь понятным и близким публике. Ведь человек чаще всего смеется над тем, в чем он смутно узнает себя и своих близких. Постановка вышла отнюдь не карикатурной, каким стал Островский у Василия Сенина в Театре им. Ленсовета («На всякого мудреца довольно простоты»), а скорее шаржевой, добродушной. Коняев не злобствует над человеческими слабостями (не раздувает их до уровня пороков), а гуманно подсмеивается над ними. Каждый герой — отдельный, весьма распространенный человеческий тип.

Молодящийся старикан Вышневский (Иван Краско) — настоящий «вор в законе», обрядившийся, согласно времени, в красно-белый костюм олимпийской сборной России, жесткий и бескомпромиссный «хозяин»…Молодая жена его Анна Павловна (Татьяна Бондаренко) — неглупая особа, купившаяся на богатство в надежде использовать ситуацию в своих интересах да не рассчитавшая пропорции жадности и терпения (как хороша она в мизансцене с пустой коробочкой от кольца!)… Сколько их таких в одном стольном городе Петербурге-то!

Жадов (Владимир Крылов) — потомок той самой интеллигенции, дети которой сидят в зале. Уж как им не понять-то «отказки» от доходных мест, желания следовать высоким идеалам! Но почти всех нас поломал жестокий капитализм, оттого-то и радостно публике смотреть, как мучения соплеменника (хоть на театре) заканчиваются моральной победой над теми, от кого зависит судьба его…

Особым достижением спектакля являются «семейные сцены» (как в прямом, так и в переносном значении слов). Елена Симонова в роли Кукушкиной, мечтающей сбыть с рук дочерей — чудо как хороша. И таких у нас по сию пору навалом: молодящаяся дура, «бизнес-баба». На высоте все сцены с ее участием, а наиболее правдива та, в которой мамаша, подхлестывая дочуркины эмоции (в роли Полиньки — Ольга Арикова), умело нападает на зятя. Эх, кто не жил в коммуналке и не наблюдал жизни соседей, тот этого не поймет…

Есть в спектакле и пронзительные моменты. «Поза эмбриона», в которой замирает покинутый женой Жадов, или звучащий во время объяснения молодых супругов моцартовский «Реквием» (так и хочется сказать «реквием по прекрасным людям») заставляют замереть диафрагму, вибрирующую в судорогах смеха: слишком серьезны и печальны эти короткие намеки режиссера. Но зал их слышит, чувствует и замолкает для того, чтобы вновь рассмеяться над очередной человеческой комедией. Хороший спектакль и, что немаловажно для сегодняшнего дня, кассовый. Люди любят кривые зеркала, особенно, если в них отражаются соседи по коммуналке.

Комментарии (1)

  1. Юлия

    Посмотрели с мужем сегодня 02.04.12 данный спектакль, хорошего отзыва написать не могу! Ушли раньше времени, не выдержали этот бред. Шутки плоские и ненужные раздевания. От Островского мало осталось, а реальность я и так каждый день вижу, не удивили. А вот подруга моя была в восторге, вот я и пошла на спектакль. Зал был полупустой!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.