Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ: «КВАДРАТУРА КРУГА» В БДТ ИМЕНИ ТОВСТОНОГОВА

На Малой сцене БДТ имени Товстоногова продолжают вспоминать советский двадцатый век (о новой постановке пьесы «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова см. «Ъ» от 20.01). На этот раз пыль сдули с комедии Валентина Катаева «Квадратура круга». Спектакль режиссера Ивана Ставиского посмотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

«Квадратура круга» — один из первых опытов советского водевиля, сатира на пошлость мещанского быта, хорошо сделанная (даже по бродвейским меркам) лирическая комедия. Два приятеля, Вася и Абрам, проживающие в одной комнате, волей случая в один день побывали в загсе. Теперь они делят свои квадратные метры на четверых. В семейный квадрат вписываются два любовных треугольника; сложившиеся было ячейки общества смешиваются и разваливаются. Живое чувство побеждает новую теорию семьи.

Вася при мудрой поддержке старшего товарища по имени Флавий обретает счастье с идейной женой Абрама Тоней. Сам Абрам — с мелкобуржуазной Людмилочкой. Не сказать, что здесь обошлось совсем уж не без налета антисемитизма, запросто уживающегося с полным отсутствием в обществе национальных проблем. Это теперь ясно: жена с котлетами ничуть не хуже идеологически выдержанной, но безхозяйственной подруги жизни. А на заре советской власти это как минимум укор.

Вообще, прочли бы пьеску повнимательнее, так за нее в тридцатые можно было бы уже и посадить. Но был еще 1928-ой: заканчивался НЭП, только начиналась первая пятилетка. Да и от Валентина Катаева подвоха никто не ожидал. В тот же год Евгений Петров, родной брат Валентина Катаева, в соавторстве c Ильей Ильфом выпустил «Двенадцать стульев». Так как же было еще и не вставить такую изогнутую родственную шпильку победительному дуэту? Ничего предосудительного, обидного или опасного в пьесе, однако, замечено не было. По части зрительского восприятия в «Квадратуре круга» победили молодость, любовь и беспроигрышная комедия положений. Все это, помноженное на азартную игру актеров, есть и в новом спектакле БДТ.

Но главное здесь другое. За молодость и бесшабашность здесь главным образом отвечают герои второго плана. Но печальное в комсомольское веселье вкрадывается с первых сцен. C появлением на сцене закутанной в шинель, безмолвной, как будто бесполой девочки Саши (Юлия Дейнега). Пионерский салют у нее вместо слов — на все случаи жизни. Тоня в очень четком исполнении Марии Сандлер выглядит героиней трагической, ее удел — не крах любовной лодки, как минимум крах идеалов. Вообще спектакль Ивана Ставиского требует от зрителя ретроспективного воображения и попытки интеллектуального монтажа. В противном случае и эта «Квадратура круга» остается бульварным спектаклем, в котором маленький актерский оркестрик забавно играет то ли вальс, то ли похоронный марш.

В центре комнаты садовая скамейка. Стены собраны из отпечатанных на ткани советских газет, плакатов двадцатых годов, театральных афиш. Неприятно мигает наивно спрятанная под абажур слепая лампочка. На игру актеров накладывается свет и стрекот кинопроектора. Таким образом герои «Квадратуры круга» становятся персонажами советской истории. В финале они выстраиваются под маленьким абажуром на фоне красного флага. На экране в глубине сцены показывают документальные кадры, массовые фотографии удивительно одинаковых людей. Школьные, тюремные, военные. Эксперимент по созданию не только новых семейных отношений, но и нового человека проводился на живых людях. Комедия положений превращается в трагедию жизни.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.