Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

В любимом городе. № 1/2. 07.02.2012
СМИ:

НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ И СОБОЙ

Репертуар Молодежного театра на Фонтанке пополнился еще двумя спектаклями — постановкой режиссера Сергея Морозова «Время для посещений» и работой Владимира Туманова «Фантазии Фарятьева».

В сущности, оба спектакля — рассуждение на тему вечного человеческого одиночества в миру других людей. Действие четырех достаточно сентиментальных историй австрийского драматурга Феликса Миттерера происходит накануне Рождества, когда, как утверждают психологи, каждый из нас становится наиболее душевно уязвимым и склонен наиболее остро чувствовать одиночество. Режиссер и художник Дарья Горина помещают героев спектакля «Время для посещений» в некий аквариумный остов — вроде бы они и у всех на виду, но изолированы от других людей, «варятся в собственном соку». «Аквариум» являет собой то комнату для посещений в доме для престарелых, заполненную засохшими фикусами и старомодными абажурами, то сходное, но пустое помещение в клинике для душевнобольных, то больничную палату, посреди которой железная койка, то тюремную «клетку» для свиданий. Восьмерых героев играют всего четверо актеров: Валерий Кухарешин, Сергей Кошонин, Людмила Бояринова и Ирина Полянская. Нельзя сказать, что их герои молоды: за плечами каждого жизнь, сотканная из потерь и приобретений, собственных и чужих ошибок, из горького опыта и коротких моментов счастья. В двух эпизодах Валерий Кухарешин играет стариков, заслуживающих от своих близких поддержки и тепла не меньше, нежели наконец-то выясняющие отношения супружеские пары в семейных историях «Непонятно» и «Преступница». Накал зрительских эмоций возрастает по ходу действия (из программки можно понять, что первоначально порядок драматических эпизодов был задуман иным), и последняя история «Преступница», рассказывающая о том, как равнодушие мужа к жене довело ее до покушения на убийство супруга, заставляет особо чувствительных и сентиментальных людей вспомнить о назначении носовых платков.

Гораздо меньше сентиментальных эмоций вызывает постановка Владимира Туманова «Фантазии Фарятьева». Пьеса Аллы Соколовой, известная широкому зрителю по одноименной телеработе Ильи Авербаха, в которой блистали Марина Неелова и Зинаида Шарко, снимались Андрей Миронов, Лилия Гриценко и Екатерина Дурова, приобретает на сцене Молодежного театра характер фарса. Трагическая фигура благородного мечтателя Павла Фарятьева (его играет Роман Нечаев), обреченного на одиночество после того, как Александра (Регина Щукина) даровала ему надежду на совместное счастье, доведена до карикатурной нелепости. «Боже, — услышала я от зрителей в антракте. — И как этот человек работает стоматологом?». Конечно, не надо так буквально воспринимать театр, но что же заставило довести режиссера образ главного героя до пародии на человека, мне тоже интересно. А вот кто хорош в спектакле, так это исполнительницы ролей тетушки Фарятьева (Татьяна Григорьева) и матушки его неудавшейся невесты (Елена Соловьева). Обе актрисы сыграли характеры, узнаваемые реальные черты всех матушек и тетушек, не лишенных эгоистического начала, но искренне желающих, чтобы близкие стали счастливы. Однако решающие и многое разъясняющие в пьесе отношения Павлика с теткой здесь остались смазанными, в отличие от отношений Саши с матерью. Акцентированная направленностью рожков на люстрах (в доме Фарятьева они устремлены вверх, а в доме Александры — вниз, явно высвечивая только то, что происходит там сию минуту) атмосфера обоих домов, в которых главенствуют пожилые дамы, оказалась неравноценной по четкости и эффект возможного противопоставления практически отсутствует.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.