Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

22 ноября 2011

ЯЩЕР И КОНВЕРТ

«СкороСть Слова». Паратеатральный проект театра «LUSORES».
Непрерывное словоизвержение руководителя театра Александра Савчука под руководством лаборанта (кандидата наук) Александра Кошкидько

Идея «непрерывного словоизвержения», или «говорения от одной смысловой точки к другой» возникла в первом же спектакле театра «LUSORES» под названием «Losers XP». Там Александр Савчук брал случайное слово, например, «стул», и с помощью речевого наговора выстраивал от него смысловой мост к понятию «симулякр». Длилась эта импровизация две-три минуты. Прием был заимствован из хорошей старой игры в слова «цепочка». Затем укоренился в театральной деятельности LUSORES и наконец вырос в отдельную акцию-эксперимент «СкороСть Слова».

Площадку для «СкороСти Слова» выбрали не театральную — кафе «Книги и кофе». Смысловые точки были расставлены так: любовь — ящер — конверт — кассеты — каучук — радиопомеха — вкус. Савчук специально отказывался от простых ходов, чтобы подойти к другому слову (смыслу) с совершенно неожиданной стороны, подобно тому, как в «Космической Одиссее 2001 года» Кубрика подброшенная обезьяной кость превращается в космическую станцию (упоминание об этом фильме возникало не единожды).

К примеру, от «ящера» к «конверту» режиссер шел через кабинет биологии, в котором висел посвященный эволюции живых существ плакат. От плаката двигался к эволюции человека и научным открытиям сегодняшнего дня. Ведь с развитием пластической хирургии почти исчезает возможность идентифицировать себя даже на физиологическом уровне, не говоря уже о других менее материальных вещах. Таким образом, потерянный человек, понимая всю условность систем координат, в которых существует, в скафандре достижений цивилизации летит в открытом космосе как письмо (конверт), у которого нет адресата.

Савчук разрешил себе делать лирические отступления и комментарии, чтобы сохранить непрерывность наговора, и это выглядело как поблажка самому себе. Честно говоря, условия эксперимента были недостаточно строгими: на подхвате имелось двое музыкантов, которые через пятьдесят минут непрерывной речи Савчука подключилась к действию, а в это время на экране сменяли друг друга смешные фото и рисунки. Все это — страховка от возможной потери внимания зрителя. Потому что изучалась прежде всего реакция людей на это «словоизвлечение» — возможно ли проводить дальше подобные акции? Выяснилось, что да, это любопытно, высказанные Савчуком мысли находят живой отклик. И, поскольку условия эксперимента предполагают обратную связь, я, как участвовавший в этой паратеатральной акции подопытный кролик, хочу высказать некоторые свои соображения.

Соображения подопытного кролика:

Кролик не знал, что объектом изучения для LUSORES(ов) окажется связь актер-зритель. Ему было интересно рассматривать Александра Савчука с чисто антропологической точки зрения и отвечать на простые детские вопросы: «Быстро ли устанет Савчук?», «Какие мысли будет он отрабатывать?», «Как далеко от одного слова до другого, сложится ли из нескольких случайных существительных картина мира?», «Возникнет ли стихийно композиция текста, если да, то какая?».

Намеки на ответ появились, но обоснованных выводов сделать еще нельзя: слишком мало времени было отдано на импровизацию. Возникает горячее желание длить эксперимент столько времени, сколько нужно, чтобы ответить на все вопросы, связанные с загадками человеческого мышления. Но для этого нужно, наверное, пространство выставки, чтобы зритель мог прийти и уйти — ведь перформанс может затянуться на пять часов.

В именном указателе:

• 

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога