Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

26 мая 2012

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЛИРИКЕ

И. Кальман «Фиалка Монмартра».
Театр Музыкальной комедии.
Режиссер Миклош Синетар (Венгрия), дирижер Андрей Алексеев, хореограф Енё Лоусеи (Венгрия), сценография Ирина Долгова

После предыдущей своей премьеры — провокационного, динамичного мюзикла «Бал вампиров», всколыхнувшего весь город, — Театр Музыкальной комедии возвращается к традиционному лирическому стилю. Постановка оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» была приурочена к 130—летию со дня рождения композитора. Безошибочный выбор, учитывая, что в репертуаре театра уже значатся такие шедевры Кальмана, как «Мистер Икс», «Сильва», «Баядера», «Графиня Марица» и «Герцогиня из Чикаго».

Любовный треугольник и празднично поданная, в общем-то, беспечальная жизнь парижской богемы — две сюжетные основы либретто. На вторую венгерский режиссёр Миклош Синетар (неоднократно сотрудничавший с театром) делает особую ставку. В его спектакле остроумные зарисовки о начинающих артистах практически вытесняют историю взаимоотношений главных героев, и трогательная романтическая оперетта превращается в комическое произведение. Переживания, страдания персонажей — всё делается немного бутафорским, кукольным, и это подчёркивают детали сценографии и костюмы: улыбающаяся луна, словно взятая из диснеевского мультфильма, турецкий костюм Пискаччи (Владимир Яковлев). Во время любовного дуэта Рауля (Фёдор Осипов) и Виолетты (Анастасия Симанская) в первом акте на задник проецируются распускающиеся бутоны алых роз — и этот китчевый приём полностью девальвирует все томления героев, которые так проникновенно отражены в музыке Кальмана.

Сцена из спектакля.
Фото — из архива театра

Действие спектакля перенесено в начало XX века (в котором должны встретиться Э. Делакруа, А. Мюрже и Ф. Эрве). Корректная, стильная сценография Ирины Долговой особенно хороша в первом акте, где картины художника Рауля Делакруа, свисающие даже с колосников, перемежаются панно с видами Парижа. В наиболее значимые моменты (как, к примеру, выходная ария Виолетты) сценический свет приглушается, и на всю ширину задника высвечивается импрессионистский пейзаж столицы Франции (художник по свету — Владимир Лукасевич). На сцене минимальное количество декораций: стол, стул, пианино у правой кулисы, мольберт Рауля у левой. Более тривиально решены второй и третий акты. Городская панорама на рисованной декорации и фонтан в центре сцены изображают двор дома главных героев. Самым же ярким сценографическим штрихом третьего, театрального, акта, становится выставленная на заднем плане золочёная рама сцены с бархатными кулисами, которая, впрочем, никак не обыгрывается режиссёром. Мужские костюмы удачны, женские несколько однообразны — примадонна Нинон (Наталья Савченко) меняет наряды едва ли не в каждой сцене, но большинство из них сшито на один фасон.

Исполнители главных ролей в третий премьерный вечер (11 мая) были гораздо более убедительными и яркими актёрами, нежели вокалистами. Все они по-настоящему распелись только к концу первого действия, поэтому такой популярный номер, как выходная ария Виолетты, остался незамеченным. Наталья Савченко уверенно чувствует себя в роли Нинон, к которой подходят и её голос, и её внешность, однако она очень скованна в танцевальных выходах, поэтому у звезды «Мулен Руж» не было даже намёка на канкан в знаменитой «Карамболина». Напротив, Иван Корытов, игравший Флоримона Эрве, продемонстрировал лёгкость и пластичность в каскадных номерах. Всяческих комплиментов заслуживает Владимир Яковлев, вынесший на своих плечах премьерный спектакль: в отсутствие сколько-нибудь яркого героя, Рауля, судебный исполнитель Франсуа Пискаччи, циничный и забавный одновременно, превратился едва ли не в главного персонажа.

В целом этот добротно сделанный спектакль стройно вписывается в вереницу опереточных постановок театра, однако он вряд ли станет таким гвоздём репертуара, каким четыре года назад стал мюзикл «Чикаго», а совсем недавно — «Бал вампиров» Романа Полански. Современной оперетте недостаёт элегантных, свежих постановочных идей — и это в полной мере относится к «Фиалке Монмартра».

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога