Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

9 октября 2015

В ОЖИДАНИИ ЛИРА

«Минетти». Т. Бернхард.
Государственный Вильнюсский Малый театр (Литва).
Режиссер Римас Туминас.
В рамках фестиваля «Балтийский дом».

Представьте себе, что вы вынуждены не смотреть, но слушать балетный спектакль с каким-то прекрасным солистом в главной партии, сидя перед закрытыми дверями зрительного зала. Предположим, по звукам, долетающим оттуда, ваше бойкое, подвижное воображение в состоянии нарисовать детали, но картина все же неполная, и разочарование неизбежно.

Схожие чувства я испытала после спектакля «Минетти» с выдающимся литовским артистом Владасом Багдонасом в главной роли — роли пожилого артиста, приехавшего в отель небольшого приморского городка в предновогодний холодный, вьюжный вечер, где ему будто бы назначил встречу главный режиссер некоего театра, предложивший артисту, опять же будто бы, сыграть роль короля Лира.

Сцена из спектакля.
Фото — D. Matvejevas.

«Минетти» Томаса Бернхарда — хрестоматийный пример пьесы для большого артиста, основная часть которой и есть размышления пожилого актера о жизни и судьбе в искусстве. Точнее, размышления в связи с ролью короля Лира, которую когда-то, тридцать лет назад, герой сыграл в шекспировской трагедии, отказывался от других пьес и ролей — по причине их недостаточного, в сравнении, масштаба и вот получил предложение сыграть Лира снова. Приехал с чемоданом, в котором маска короля, выполненная художником Энсором. Вся история — ожидание артистом встречи с режиссером для обсуждения работы, его воспоминания и философствование, его метания и смерть. И то ли это ожидание, этот отель, эта метель имеют место быть, то ли — плод воображения уходящего из жизни артиста, и холл отеля как переправа у воображаемой Леты, то ли обстоятельства пьесы, место действия, маски — просто повод поговорить о жизни в театре.

«Минетти» Римаса Туминаса — хрестоматийный пример спектакля для большого артиста, спектакля-бенефиса, и хрестоматийный пример «спектакля Римаса Туминаса». То есть спектакля, построенного по законам поэтического театра. Есть живая музыка (в нашем случае ее исполняет гротескная аккордеонистка вроде Шарлотты из «Вишневого сада»). Есть элегантная дама в красном бархате и в летах, под Марлен Дитрих, эффектно разместившаяся на стуле и задающая в начале своим небольшим монологом тему одиночества, силящегося таковым не казаться. В рифму или в противовес к этому персонажу есть молодая девушка в белом платье (то ли «девушка пела в церковном хоре», то ли Нина Заречная, взывающая к мировой душе) — ходячая метафора молодости, свежести, всего чистого и светлого и прочего. Есть гротескные персонажи — служащие и постояльцы, будто из фильма «Отель „Гранд Будапешт“»: первые — когда остроумно, а когда и не к месту — гримасничают, у вторых есть безмолвные выходы в жанре «парад-алле», все вместе — это паноптикум лиц и масок. Есть поющая и танцующая группа артистов в масках. Есть метель, завывания ее — лейтмотив спектакля или своеобразные звуковые отточия, отбивающие переход от сцены к сцене, от эпизода к эпизоду. Наконец, есть музыкальная тема спектакля, которую на разные лады проигрывают, напевают, перепевают и которая в финале звучит почти целиком уже в фонограмме — пронзительная, бьющая без промаха в самое сердце песня «Шарманщик» из «Зимнего пути» Шуберта.

Сцена из спектакля.
Фото — D. Matvejevas.

И пьеса, и спектакль очевидно малы артисту. Он — больше и значительнее и драматургического, и сценического текстов. Багдонасу бы не играть пожилого артиста, размышляющего о шекспировском Лире, а именно Лира и сыграть. Ах, каким бы он был Лиром… Об этой несыгранной — надеюсь, пока — роли и сожалеешь больше всего по окончании спектакля.

Багдонас так выразительно пластичен в спектакле, так значительны его скупые, полные достоинства жесты, так осознанно его молчание.

Вот он только появляется на сцене в черном пальто с огромным потрепанным чемоданом, и вспоминается его Отелло в спектакле Някрошюса — в белом пальто с развевающимися в движении фалдами. Вот он, сильно поседевший с тех пор, безмолвно вглядывается в лицо ясноглазой молодой блондинки в белом, и отчего-то вспоминается безумный вальс его Отелло с Дездемоной — Э. Шпокайте, вальс-объятие, вальс-насилие… Вот он нарезает круги по сцене, будто черная птица, и столько в этом простом движении отчаяния и безысходности… Удивительно, как текст пьесы, полный красивых банальностей, расхожих мыслей и трюизмов, прорастает смыслами в паузах, в молчании большого артиста.

Стильно придуманный и эффектно одетый, спектакль Туминаса изящно и со вкусом разыгран артистами Вильнюсского Малого театра. Но он кажется пусть красивым, но совсем необязательным обрамлением для мощного, трагического таланта Багдонаса.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Другие материалы по теме:   • Дом ветеранов сцены им. М. Г. Савиной

В ОЖИДАНИИ ЛИРА
Петербургский театральный журнал. Блог. 9 октября 2015

ДВС или ДВГС?
Петербургский театральный журнал. Блог. 2 мая 2013

РАЗ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА…
Петербургский театральный журнал. Блог. 20 мая 2012

СУДЬБА ДОМА И ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ЯСНА
Петербургский театральный журнал. Блог. 3 февраля 2012

И НЕТ КОНЦА ЭТОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Петербургский театральный журнал. Блог. 15 января 2012

ПИСЬМА ИЗ МЕРТВОГО ДОМА
Петербургский театральный журнал. Блог. 17 декабря 2011

И СНОВА О ДОМЕ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ
Петербургский театральный журнал. Блог. 26 ноября 2011

ОБРАЩЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ (ДВС ИМ. М. Г. САВИНОЙ) К ДЕЛЕГАТАМ СЪЕЗДА СТД
Петербургский театральный журнал. Блог. 23 октября 2011

КОМУ ХИМКИНСКИЙ ЛЕС, А КОМУ — ДВС ИЛИ САМООТВОД ОЛЕГА БАСИЛАШВИЛИ
Петербургский театральный журнал. Блог. 19 апреля 2011

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
Петербургский театральный журнал. Блог. 17 февраля 2011

ПИСЬМО ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ ПРЕЗИДЕНТУ РФ
Петербургский театральный журнал. Блог. 17 декабря 2010

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ
Петербургский театральный журнал. № 60. Июнь 2010

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ
Петербургский театральный журнал. № 58. Декабрь 2009

МНЕ НЕ ПО …
Петербургский театральный журнал. № 57. Октябрь 2009

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ
Петербургский театральный журнал. № 51. 14 марта 2008

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ
Петербургский театральный журнал. № 49. Октябрь 2007

СУД ДА ДЕЛО
Петербургский театральный журнал. № 46. Декабрь 2006

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ
Петербургский театральный журнал. № 44. Июнь 2006

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ
Петербургский театральный журнал. № 36. Май 2004

125 ЛЕТ СПУСТЯ. СТД И «ПТЖ»
Петербургский театральный журнал. № 31. Февраль 2003

МЕЖДУ ДВУХ ВРЕМЕН
Петербургский театральный журнал. № 29. Сентябрь 2002

Комментарии (4)

  1. Татьяна

    Оксана, спасибо! Очень “человеческая” (в смысле “личностная”) зарисовка! И да! Багдонасу пора уже что-то знАчимое сыграть :)

  2. Алексей Пасуев

    Почему Багдонас “Минетти” – не Багдонас времён “Отелло”? Да потому же, почему и Някрошюс “Голодаря” – не Някрошюс времён “Отелло”. Время безжалостно утекает между пальцев, уходят силы, выветриваются смыслы. И как здорово, что наши великие литовцы имеют честность и смелость об этом размышлять. А вам всё подавай Отелло, кружащего в танце Дездемону.

  3. Галина Смирнова

    Замечательно сказано, что пьеса мала актеру. Она, как мне показалась, мала и для зрителя. Размышления о "чехле (покрове?) духовности", которым следует покрыть публику, при этом отказавшись от классики, и в том числе от Шекспира, звучат совершенно неубедительно. А вот финал с ядом поистине шекспировский, но опять же не в рамках этой пьесы.
    Актерская работа великолепна. И очень хороша тройка "бессловесных" на ресепшн.

  4. Юлия

    Леша,браво

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога