Петербургский театральный журнал
16+

13 марта 2013

ВНАЧАЛЕ БЫЛО МОНО…

IX Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль».

Так получилось, что в этом году петербургский этап фестиваля оказался не менее интересным, чем международный. Не только спектакли, прошедшие в следующий тур, но и многие другие (ограничившиеся дипломами) продемонстрировали чрезвычайно интересные тенденции в развитии жанра.

В. И. Немирович-Данченко говорил, что театр начинается, когда на площадь выходит актер, расстилает коврик и рассказывает свою историю (на самом деле он говорил нечто другое, но в памяти народной отчеканилось именно так, причем без фамилии автора). Идеальная формула театра как такового с тем же успехом применима и к моноспектаклю — действу во многом пратеатральному.

Историки до сих пор спорят: являлось ли то, чем занимались первые скоморохи (гистрионы) театром в современном понимании этого слова? Думаю, не погрешу против истины, если скажу: пусть не театром, но моноспектаклем каждое их выступление являлось вне всякого сомнения.

Актер Театра на Литейном Андрей Балашов и режиссер из Новосибирска Александр Лебедев помнят об этом крепко. В своем моноспектакле «Скоморох Памфалон» (на материале незаслуженно малоизвестного рассказа Н. С. Лескова) они выстраивают повествование о главном герое по законам его профессии. То есть буквально — выходит актер, расстилает коврик. А дальше — посредством самых разных, но именно скоморошьих средств (музыки, пения, танца, декламации, кукловождения) — нам рассказывают пронзительную историю о грешном лицедее, который оказался любезнее Богу, чем великий аскет и праведник. Результат — диплом с формулировкой «За обращение к народным истокам театра».

Николай Мартон в спектакле «Монологи в Царском фойе».
Фото — архив фестиваля «Монокль».

Тему театра в самом широком понимании этого слова продолжил моноспектакль Константина Арбенина (актера, писателя, сценариста, лидера группы «Зимовье Зверей») «Два клоуна», поставленный им по собственному рассказу. Содержанием спектакля стал конфликт двух начал в жизни и творчестве, персонифицированный в главных героях — белом и рыжем клоуне. Формой — изящный монтаж элементов цирковой клоунады (жонглирования, пантомимы), поданных чисто актерскими средствами. Результат — диплом с формулировкой «За циркизацию театра».

Актриса Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества Виктория Зайцева получила диплом с формулировкой «Дебют». Действительно, поставленный Юрием Томошевским моноспектакль «Король зонтов» (по стихам Олега Григорьева и прозе Леонида Енгибарова) — ее первая большая работа в театре. Уже сейчас видно, что перед нами артистка с большими задатками — пластичная, музыкальная, с прекрасной речью и редким по нынешним временам потенциалом травести (что для детской филармонии, безусловно, находка).

Рядом с молодыми актерами и дебютантами подлинным флагманом петербургской сцены смотрелся народный артист России, актер Александринского театра Николай Мартон. Самый настоящий человек-театр, прихотливо соединяющий в себе темперамент комика-эксцентрика и фактуру благородного отца, Мартон обычно вынужден приуменьшать одно из этих качеств. Играя комическую роль — прятать свою природную стать, играя трагическую — свой природный комизм.

Все меняется в моноспектакле «Монологи в Царском фойе», построенном как вечер «концертных» исполнений несыгранных артистом ролей. В кои-то веки Николай Мартон (и работающий с ним молодой режиссер Полина Неведомская) не оглядывается на собственную фактуру и всласть играет абсолютно все — наивную женщину, сластолюбивого негодяя, маленького человека, трех скупцов, одного царя и двух романтических злодеев. Кульминацией же становится сцена хлестаковского вранья, превращающаяся у Мартона… в чистую правду — жутковатый петербургский морок абсолютной, ничем не ограниченной власти.

Анна Некрасова в спектакле «Уроки аббатисы».
Фото — архив фестиваля «Монокль».

Врученный Николаю Мартону почетный спецприз жюри с формулировкой «За творческую смелость и актерскую многоплановость» оказался вынужденной мерой, позволившей остальным участникам петербургского этапа бороться в одной «весовой категории». Но даже при таком раскладе конкуренция оставалась жесткой, что не может лишний раз не подчеркнуть достоинства тройки финалистов.

Актриса Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества Анна Некрасова прошла в международный этап с моноспектаклем «Уроки аббатисы», поставленным Юрием Томошевским по стихам не так давно ушедшей от нас петербургской поэтессы Елены Шварц. Поэзия Шварц даже на бумаге — чтение весьма элитарное, доступное не самой широкой аудитории. Тем не менее, режиссеру и актрисе удалось ярко и убедительно перевести этот сложный литературный материал на язык театра.

Нечто схожее можно сказать и о прошедшем в международный этап моноспектакле актрисы Балтийского дома Юлии Мен «Не отпускай меня…», поставленном Петром Шерешевским по не слишком известному у нас роману современного британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро. Блестящий стилист, Исигуро в то же время отличается чрезвычайно сдержанной, даже, на первый взгляд, несколько холодноватой манерой повествования, которую чрезвычайно сложно перенести на театральную сцену. Неослабевающее внимание зрительного зала на протяжении тех почти двух часов, когда идет спектакль Мен и Шерешевского, — лучшее доказательство тому, что у них это получилось.

Третий финалист петербургского этапа — моноспектакль актера Молодежного театра на Фонтанке Бориса Драгилева «Сказки про глупых взрослых», поставленный им самим по произведениям весьма известного интернет-автора Камелии Санрин. Главное отличие этой постановки от двух предыдущих заключается в том, что основное внимание здесь уделяется не тексту, а живому контакту актера (весьма активно дополняющего автора собственными импровизациями) со зрительным залом.

Евгений Казаков в спектакле «Господин Ибрагим и цветы Корана».
Фото — архив фестиваля «Монокль».

Из трех петербургских спектаклей, прошедших в международный этап, до финала добрались… (барабанная дробь!) два — Анна Некрасова и Юлия Мен поделили второе место. Прекрасный результат!

Борису Драгилеву немного не повезло — на международном этапе Санкт-Петербург настигла самая настоящая волна интерактивных моноспектаклей, построенных на общении актеров со зрительным залом. Две такие постановки — «Полет» Андриса Булиса из Риги (режиссер Галина Полищук) и «PRA» Юстаса Тертелиса из Вильнюса (режиссер Айдас Гиниотис) — поделили между собой третье место.

Первое место занял моноспектакль Евгения Казакова «Господин Ибрагим и цветы Корана» Северского театра для детей и юношества, поставленный Натальей Корляковой по одноименной повести Эрика-Эммануэля Шмитта.

И, наконец, почетный спецприз жюри с формулировкой «За талантливый поиск и высокий уровень актерского мастерства» получил английский актер Питер Тейт, представивший на фестивале короткий, но крайне насыщенный действием моноспектакль «Выбывший из игры», поставленный им самим по собственному небольшому рассказу.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога