Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 октября 2020

УКУРКА ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ. ВЯЗЬ

«Красный Моцарт». Д. Минченок.
МХАТ им. М. Горького.
Режиссер Рената Сатириади, художник Борис Краснов.

Музыка Исаака Дунаевского пьянит.

Спектакль «Красный Моцарт» (о Дунаевском) дает ощущение укуривания. Укурка происходит под музыку самого Дунаевского, хотя он музыкальной комедии «Красный Моцарт» не писал.

Есть в этом могучем проекте МХАТа им. М. Горького что-то обескураживающе поприщинское. Он выводит за пределы разумного настолько, что, даже будучи записным бумагомаракой и щелкопером, о нем просто так не напишешь.

Слишком велик густой массив сотворенного.

Слишком трудно охватить все программные парадигмы — от советско-патриотически-православной до зрелищно-кассовой.

Да попробуй разберись с когнитивным диссонансом…

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Тревожные ноты когнитивочки слышны еще в фойе. Ребрендинг! В глубоко советском интерьере МХАТа продают мерч с изречением Станиславского «Жить — это значит действовать». Оно выведено древнерусской вязью в форме кокошника на футболках и блокнотах…

Мало того, что КС никогда не тяготел к вязи, но и «действовать», то есть прочесть его слова, решительно не удается — они слеплены в берендейский узор намертво и просто отвечают за красоту, народность и русскую духовность. Поддерживая духовность и традицию, МХАТ уже организовал второе пришествие «Трех сестер» Немировича (эксгумированный труп не ожил, душа не захотела вернуться в пределы театра на Тверском). В нынешнем же сезоне откопают «Вишневый сад»-1988, поставленный на Доронину (ее сыграет Анна Большова).

Вот такая вязь.

…В правой ложе Вождь (С. Шакуров). На сцене — бравый офицер Красной армии Сокол (М. Дахненко) в сопровождении бодрых советских солдат. Они отбивают чечетку. На экране — финальные титры «Веселых ребят».

Звучит песня Исаака Дунаевского.

Видно слово «Конец». Но это лишь начало.

— Кто написал песню? — спрашивает Вождь — без усов, но в белоснежном френче.

Выясняется, что песня пришла самотеком от неизвестного самородка.

Вождь с трубкой и кавказским акцентом велит найти самородка, чтобы тот написал еще более прекрасную песню к 20-летию нового мира. «Пусть нас космос услышит», — говорит Вождь и дарит Соколу трубку, аналогичную своей: пока дым трубки Вождя окутывает Сокола — он неуязвим.

— А твоя жена хорошо поет. Как ее зовут?

С. Шакуров (Вождь).
Фото — архив театра.

— Любовь, — отвечает Сокол без акцента, но с решением начать курить.

То есть, музыку к «Веселым ребятам» написал не Дунаевский, а безвестный самородок, а Любовь — жена не режиссера Александрова, а командира Сокола. Пока она посвящает ему песню «Каким ты был, таким ты и остался», — новая информация дымится в мозгу, опровергая традиционное знание…

Далее задачи усложняются. Возникший на верхней галерее декорации оркестр ансамбля Воздушно-космических сил России (художественный руководитель — з. а. РФ профессор Владимир Иванов) исполняет «Марш энтузиастов». Так какого хрена нужно Вождю и зачем ему самородок, если к этому моменту уже сочинен «Марш энтузиастов»?!

Но Вождь приказал. И верный Сокол свозит под покровом ночи в Дом творчества разных советских композиторов. Это сатирическая толпа обывателей, выскочивших из Зощенко прямо в пеньюарах, с фикусами и саксофонами, с лисьими воротниками и в одном носке. Некоторые композиторы с мамами («Прошу уважать мои матерные чувства!» — говорит мама). В одном из комических уродцев просматривается Д. Д. Шостакович.

Провинциальная оперетта вываливается на сцену Художественного театра тяжелой нерасчленимой массовкой. Обслуживающий персонал Дома в исполнении художественников играет параллельное возбуждение: «Я Аделаида, но могу быть Музой!» — сообщает горничная.

Все эти придурки-композиторы будут сочинять наперегонки музыку для Вождя, но каждый будет сочинять… какую-нибудь песню Дунаевского. Видимо, все-таки музыку придумывает народ, а они, композиторы, ее только аранжируют.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Фабула предписывает бесконечно искать самородка, автора музыки к «Веселым ребятам». Ищут так долго, что хочется отправить их мысленно в… Театр Сатиры, Театр оперетты и Ленинградский мюзик-холл, с которыми в это время уже много лет сотрудничает реальный и уже известный композитор с высшим образованием Исаак Дунаевский.

Наконец на сцене появляется небольшой человек в круглых очочках, кипе и белом балахоне — такой Пьеро. Его зовут Дуня Воробей, и он — чисто птичка и чисто — еврей (потому и Воробей). Для подтверждения на плечах у Дуни — перышки. Вероятно, этим авторы подчеркивают, что он — порхатый (именно через “О”, а не через “А”, каламбур такой), с другой же стороны — ангел во плоти. Исчезая, Дуня оставляет вместо себя живую птицу, но не воробья, а голубя… Вероятно, этим авторы подчеркивают присутствие святого духа в советской культуре.

В фойе — народность в виде вязи, на сцене — советское православие в виде голубя. Русского мужа Любы зовут Сокол, еврейского самородка — Воробей. Сама она, видимо, по умолчанию — Орлова. Птичий базар, в общем.

Дуня влюбляется в Любу (Елена Терентьева издали похожа на Орлову и поет неплохо), Люба влюбляется в Дуню (Тимур Дружков милый опереточный типаж) и поет «Я вся горю, не пойму отчего».

Блуждая в потемках большого стиля, театр попадает в стилистику провинциальной оперетты.

Мучительнее всего было гадать: почему Дуня?! Что ли сюжет «Волги-Волги» переплавился в кромешную ахинею? Что ли это Дуня — Стрелка-почтальонша-композитор-самородок прокатилась на велосипеде по авторской фантазии? Но почему Дуня-Дунаевский представился авторам местечковой птичкой, не знавшей нот?..

Автор либретто стэндапер Дмитрий Минченок пишет пьесы и сценарии про Моцарта, Канта, Модильяни, Владислава Ардзинбу и гадалку мадам Ленорман. Спектакль о криминальной биографии Марлен Дитрих в Театре Эстрады посетил Путин.

Минченок — автор книги о Дунаевском в серии ЖЗЛ, но его приоритетный герой — Моцарт, ну, если не Вольфганг, то Красный.

Е. Терентьева (Люба), Т. Дружков (Дуня).
Фото — архив театра.

Напротив, опытный режиссер Рената Сатириади, имеющая большую дружную семью (с этого начинается ее представление на сайте театра в соответствии с пропагандой семейных ценностей) и поставившая по провинции не одну оперетту, наиболее частотно выступала с постановками в Храме Христа Спасителя. Она воплощала в Зале Церковных Соборов (театральный холдинг «Королевский») «Щелкунчика» и «Снежную королеву», а также создала в этом ЗЦС «Приключения „Голубой стрелы“» (театрально-концертное объединение «Интербал»).

Истинно: «МХАТ им. М. Горького на глазах превращается в место радости, юмора, веселья, в точку пересечения жанров и талантов, в театр, который дарит зрителям счастье!» (Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТа им. М. Горького на сайте театра).

…Сокол ревнует, Сокол теряет трубку, подаренную Сталиным, и чувствует себя уязвимым. Воробей летает, голуби поют, птицы щебечут и цвиркают, звезды мерцают, в небесах зависает дирижабль. Влюбленная Люба поет «Мэри едет в небеса».

Антракт. Мерч, вязь, хороший книжный магазин, объявления о репертуарных планах — 20 премьер за сезон!

Во втором акте на сцене возникли стога, а залетевший в советский большой стиль еврей Воробей увлекает композиторов на натуру — собирать урожай («Урожай наш, урожай»). Одновременно Любовь, которой тесно на земле, олицетворенной стогами, хочет улететь в небо. Она измучена любовным треугольником и предупреждает Воробья: «Мой муж подозревает вас, бегите отсюда, вас сожрут» (точно по тексту).

И самородок исчезает, предварительно оставив Любови ноты песни «Широка страна моя родная».

Я думаю, он улетает потому, что к этому моменту Дунаевского уже назначили главой Союза композиторов СССР.

Вождь удовлетворен работой Сокола. Его призыв «Нам нужно веселое, радостное искусство!» услышан, но, что важнее, звучит лозунг «Нам нужен красный смех!». Название страшного рассказа Леонида Андреева выглядит кощунством, которое не вписывается в программные заявления МХАТа.

А вот апофеоз — да. И он наступает. Демонстрация трудящихся со знаменами и «Любовь Орлова» поют «Широка страна моя родная». Спускаются золотые арки ВДНХ, все сияет, зал приподнимается в порыве рукоплескательной любви к великой стране и эпохе великого террора…

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

И вот тут к укуренному зрителю приходит последний сигнал когнитивного расстройства. Неожиданно за спиной поющих Сокола и Любы опускается железный занавес, и они, прижавшись друг к другу, сидят, словно на Лубянке. И с ними вместе сидит Воробей! На этом месте логические связи рвутся окончательно: очевидно, нам вдруг решили намекнуть на большой террор и железный занавес, но…

Намек длится секунду, 26-м кадром. А дальше — занавес поднимается, и вся массовка лихо бьет чечетку (теперь думаю, что это тоже намек: вся страна стучит…).

Ощущение тяжелого бреда наваливается со всей силой. Сознание не может вместить все и одновременно. Порхатый ангел в сиянии арок, двадцать грядущих премьер объявленного ребрендинга, Эдуард Бояков, выходящий на поклоны спектакля, чайка на занавесе, советские барельефы на ложах, Шостакович, сочиняющий музыку Дунаевского…

Ваш Маргарит Львович. Нет, Лев Маргаритыч…

Написано вязью 29 мартобря.

Комментарии (5)

  1. Елена Фирстова

    Браво!!!!! Браво, Марина Юрьевна!!!!!!блистательно написано!!!!!!

  2. владимир колязин ОТК

    То была СЛАВА Гусева, теперь СЛАВА Дмитревской!!! Ну теперича надо идти смотреть оригинал, чтоб слезами облиться.

  3. Алексей Пасуев

    Дуня на фотографии сильно смахивает на Пьеро при Орловой-Коломбине

  4. Марина Дмитревская

    Алексей Пасуев, он точно Пьеро, и я пишу об этом, но Орлова – точно не Коломбина, Терентьева косплеит Любовь Петровну, наряды взяты из фильмов. Дель арте мною не обнаружена.

  5. лариса

    Текст летит улетной птицей…Думаю его вполне достаточно,для уделенного этому спектаклю времени..А,вот время все больше похоже на безвременье, где театр лишь слабое отражение всех его вывихов. От чистых порывов совести,до патриотического угара.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога