Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

12 января 2021

ТРУТСЯ ОБ ОСЬ МЕДВЕДИ, ВЕРТИТСЯ ЗЕМЛЯ

«Пусть они всегда танцуют». Перформанс по повести У. Старка.
Молодежный театральный центр «Космос» (Тюмень).
Режиссер Иван Куркин.

Перформанс Ивана Куркина в тюменском «Космосе» основан на повести Ульфа Старка «Пусть танцуют белые медведи». Собственно, от книги оставлена одна важная тема: с кем должен остаться ребенок при разводе родителей, или как определить, с кем жить ребенку и кто это решает? На эти вопросы пытаются ответить молодые перформеры, участники детской театральной мастерской «ТеМа».

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Перформанс состоит из нескольких частей, связанных на уровне смысла, но разных по способам подачи материала и по самому материалу. В первой части мы рассаживаемся в зрительном зале по четверкам и составляем с перформером «семью», распределяем роли — кто за «папу», кто за «маму», а кто за «ребенка»; и каждый отвечает на вопрос «с кем должен остаться ребенок при разводе в этой новообразованной семье?».

Вторая часть — мы как зрители, но уже сидим на сцене, смотрим на домики из одеял, а ребята делают этюды на животных. Завязанный как попало, с подставленными стульями и какими-то дугами, одеяльный город — прекрасная метафора детства и игры, где участники строят собственный мир.

Третья часть — рассказы ребят, своеобразный звуковой дневник о том, как разводились родители, как тот или иной подросток узнал об этом, во сколько лет, спрашивали ли его о том, с кем он хочет остаться, или о том, как живется в новых семьях, с новым отчимом, с новыми братьями-сестрами. Эта часть — проработка травмы, даже если события развивались по позитивному сценарию; реальные ситуации в семье оказываются самым важным. Дети озвучивают свои и чужие истории, проживая этот опыт еще раз, принимая его и пытаясь понять родителей. Кто-то из них рисует в дневнике, а голос звучит в записи; кому-то опыт проговаривания дается просто, для кого-то режиссер выстраивает этюд, в котором с каждым сюжетным витком рассказчику передают емкость с водой: вначале это стакан, потом маленькая банка, потом больше и больше. Не в состоянии выпить такое количество жидкости, перформер просто выливает ее на себя. Невидимые миру слезы пролились на уютные одеяла.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Родительские стратегии воспитания через подавление и доминирование отразились в крошечном эпизоде, когда каждый перформер подходил к своей «семье» с типичными фразами вроде: «Почему ты еще не убрала у себя в комнате?», или, предлагая печенье и сетуя, что ребенок плохо кушает, следующей фразой разрушал всю заботу: «Эти дети вечно голодные, все съели, ничего мне не оставили». Изображая из себя родителей, подростки указали на противоречия в поведении, на то, что забота часто сопровождается упреком, а желание ребенка учитывается в последнюю очередь.

Спектакль интересен еще и тем, что перформерам надо постоянно менять модели поведения — вначале ты рассказчик и буквально один на один общаешься со зрителями, потом — член семьи, потом — ребенок в семье, потом — родитель, и в финале — опять ребенок. От перформеров требуются не столько игра и вера в предлагаемые обстоятельства (сюжет книги где-то там маячит вдалеке, иногда прорываясь титрами на заднике), сколько постоянная готовность к импровизации, к ответу.

Сложный психологический процесс идет не только на сцене, но и в зрительном зале — с родителями. Они как будто впервые получили обратную связь, подростки стали своеобразной фокус-группой для них. Перформеры дали им возможность взглянуть на взрослые поступки со стороны, позволили понять, что развод стал сложным испытанием не только для папы и мамы, но и для ребенка, сколько бы лет ему ни было.

На обсуждении — а это необходимая следующая часть спектакля — родители задавали вопросы: как надо было поступить, не надо было разводиться? Надо, отвечают дети, ведь остаться вместе — значит сделать несчастными всю семью. Только надо об этом сказать, обсудить, спросить, объяснить и учитывать мнение, желание, запрос, если он есть. Желание стать «видимыми» в этом аспекте жизни своих родителей — вот что вскрыл перформанс Куркина, и родители оказались не готовы к этому.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Мальчика Лассе из книги Ульфа Старка спросили, с кем он хочет жить, но не сразу выполнили его желание. Масса плюсов — состоятельная новая семья, улучшение успеваемости (потому что у отчима нашлось время заниматься с ним) — все это важно для Лассе, но для какого-то другого Лассе. Герой мечется, не сразу понимая, где и с кем ему лучше. Невозможно сразу отрефлексировать собственные нелепые поступки, странные выходки. Но можно найти место, где ты — настоящий: там, в старом доме, где только ч/б телевизор, проигрыватель и отец, похожий на белого медведя. За эту свободу выбора стоило побороться и книжному выдуманному персонажу Лассе, и реальным подросткам.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога