Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

25 июня 2020

ТЕЛЕПРИСУТСТВИЕ

«Быть Ариэль Ф.».
Compagnie Simon Senn (Швейцария) совместно с Théâtre Vidy-Lausanne, центром исполнительских искусств Le Grütli и Théâtre du Loup.
Основная программа фестиваля «Точка доступа».
Режиссер Симон Сенн.

«Точка доступа» переместилась в этом году в онлайн, но сохранила свою традиционную интенцию ко всему сайт-специфическому. В спектаклях основной программы, в отличие от многих других проектов, вышедших в период самоизоляции, активно рефлексируются сами пространства, в которых они создаются. Виртуальность здесь равняется документальности, а специфика места образует содержание за счет своей естественности, лишенной возможности любых интерпретаций. Но спектакль «Быть Ариэль Ф.» − не сайт-специфик. Зрители увидят специально адаптированную для фестиваля версию, в обычном режиме идущую в одном из швейцарских театров. Можно не сомневаться в том, что эта же самая история, увиденная воочию на сцене реального театра, будет восприниматься совсем иначе, чем в окошке конференции зума. Как и в том, что она лишится своего содержательного аспекта, утратив связь с виртуальным пространством как местом действия.

Сцена из спектакля.
Скриншот.

«Быть Ариэль Ф.» — это осмысление опыта визуального художника Симона Сенна, полученного им в ходе исследования Виртуальной Реальности. О пути своего эксперимента он рассказывает сам, одновременно являясь и наблюдателем, и предметом наблюдения. Симон хотел попробовать войти в чужое тело с помощью технологий VR. Не найдя подходящих по своим параметрам мужских тел, он купил цифровую копию женского и проникся к нему настолько, что стал ощущать его как свое собственное. Будучи глубоко оснащенным в теме VR, он связался с реальной обладательницей этого тела — Ариэль, чтобы та позволила ему «отсканировать» и свое лицо. Именно в нем Симон и предстает перед глазами зрителя в начале. А сам спектакль оказывается лаконичным и необъяснимо захватывающим путешествием не только в непознанное пространство Виртуальной Реальности, но и в «дивный новый мир» другой идентичности (что, по сути, теперь одно и то же), четко указывая на его животрепещущие проблемы.

Сцена из спектакля.
Фото — архив режиссера.

Занимаясь поиском Ариэль, Симон задался правовой стороной вопроса: каким образом он может использовать купленное им цифровое тело? В спектакле приведены записи разговоров с юристом, из которых становится ясно, что технологии сильно опережают закон. Девушка из какой-то передачи рассказывает, как ее лицо вставляют в порнофильмы, и она долгие годы пытается защититься. Эти истории не только отлично вписываются в картину этического поворота, но и затрагивают метафизические вопросы нормы. Глубину этому разговору Симон придает собственной позицией: он мыслит себя и как художник, и как человек одновременно. Это формирует особое восприятие его Персоны, которое и становится предметом исследования спектакля.

Телеприсутствие — это технология, одновременно применимая и к Виртуальной Реальности, и к видеоконференции, благодаря которой достигается эффект максимального присутствия пользователя в месте, где он не находится физически. В случае, когда «Быть Ариэль Ф.» играется в онлайн-пространстве зума, происходит нечто вроде телеприсутствия в квадрате — зритель в неживой, но объективной реальности наблюдает за живым, но как бы отстраненным от жизни виртуальным экраном человеком, который в это же самое время периодически включается в Виртуальную Реальность, надевая на себя специальные датчики. Исследование идет дальше, когда в одном из окошек конференции в зуме появляется обладательница виртуального тела Ариэль Ф. — живая и настоящая (хочется сказать «копия», и такая оговорка содержательна). Симулякр заслоняет собой объективную картину мира, и уже ни для кого не новость, что век технологий привел к дегуманизации общества и потере места человека в нем. Так что исследование Симона, представляя собой позитивный опыт взаимодействия с виртуальным миром, возвращения к истинному себе — это редкий и важный пример, фиксирующий изменения восприятия.

Симон пришел к психологу, полагая, что у него snapchat-дисморфия — новое психическое заболевание, когда человек может воспринимать свое лицо только через фильтры инстаграма или фотошоп, только через образ себя. После единожды случившегося погружения в тело Ариэль он больше не мог идентифицировать собственное тело: начал краситься, как женщина, и носить одежду своей жены. Психолог указал Симону на то, что подсознание не имеет гендера. То есть опыт героя спектакля нельзя упростить до обозначения границы, ее не существует. Виртуальный опыт стер ее, представил человека-субъекта в своем естестве. И здесь, в связи с восприятием этого опыта, стал важным вопрос нормы. Пока герой пытается дать своему поведению психологическую характеристику, зритель наверняка тоже хочет подвести увиденное к какому-нибудь общему знаменателю. Однако уникальность этой ситуации состоит в том, что благодаря сопряжению двух реальностей существующие законы одной не трансформируются в другую, а обнуляются, рождая собой нечто новое.

Сцена из спектакля.
Фото — архив режиссера.

В спектакле есть любопытный, но, кажется, до конца не решенный момент. Когда вы заходите в зум, ваш идентификационный номер (имя/фамилия/никнейм, которым вы сами себя назвали) преобразовывается в обозначение «Зритель спектакля» — так делают со всеми профилями. Затем, после пятиминутной беседы с куратором фестиваля, происходит смена статуса из «Зрителя» в «Участника» — в эту секунду вас выбрасывает из зума. Возможно, это обусловлено технической сложностью, но сама ситуация рифмуется с живым сайт-спецификом. Когда речь идет о переключении «режимов чувствования», тогда я ощущаю свою первую реальность осознанней, даже если она в конечном счете оказывается виртуальной.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога