Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

21 января 2013

СНЕЖНОЕ ШОУ ЧУКА И ГЕКА

«Чук и Гек» по мотивам одноименной повести А. Гайдара.
«Melting Point» на сцене ФМД-театра.
Режиссер Мария Критская, художник Екатерина Малинина.

Спектакль Марии Критской «Чук и Гек» — совместный проект группы театральных деятелей Melting Point и норвежского театра NVT/Figurteatr. Премьера состоялась в мае 2012 года в рамках Международного фестиваля визуальных театров в Самсунде (Норвегия). В Петербурге спектакль идет на сцене Театра Музея Достоевского.

Прежде всего, «Чук и Гек», без преувеличения, рассчитан на публику любого возраста — редкий формат театрального спектакля, который в равной степени увлекает и ребенка, и взрослого.

Это представление сделано в жанре лирической клоунады, благодаря чему повесть Аркадия Гайдара обретает мистический, сказочный оттенок. Впрочем, спектакль решен довольно простым приемом: все происходящее на сцене — детская игра с воображаемыми предметами.

Герои спектакля в исполнении артистов Владимира Антипова и Александра Ленина выходят на сцену как на арену. Оба в широких штанах и огромных ботинках, они приветствуют публику, демонстрируют цирковые гэги, наталкивая на мысль, что «Чук и Гек» — удачное название для клоунского дуэта.

Александр Ленин и Владимир Антипов.
Фото — архив «Melting Point».

В сущности, здесь Чук и Гек — это два советских Питера Пэна, абсолютные властелины собственного воображаемого мира. Они создают спектакль с помощью старинного диковинного буфета с ледяными витражами, огромного одеяла, которое то становится снежным сугробом, то служит импровизированным экраном для яркой видеопроекции. Вскоре к ним присоединяется партнерша — нарядная стройная дама (Мария Шустрова), которая является строгой мамой только по сюжету, а на самом деле — такой же ребенок, как они, и такая же клоунесса.

Спектакль получился по-хорошему лирическим и умным, он наполнен сюрпризами — так вдруг во время путешествия Чука и Гека по железной дороге возникает аллюзия на «Прибытие поезда» Люмьеров, что тоже отчасти определяет художественную специфику спектакля. Жанр спектакля не ограничивается лирической клоунадой, он перенимает приемы немого кинематографа, с помощью выразительных средств которого излагается сюжет повести. Этому способствует и то обстоятельство, что в спектакле почти нет слов. Из литературной основы взяты только некоторые темы и сюжетные элементы, хотя действие вроде бы развивается линейно, и каждая новая забава дружной троицы — новый виток сюжета повести Гайдара: неурядица с телеграммой от отца, сборы семьи на Север, долгое путешествие по железной дороге, открытие зимней тайги… Однако, режиссер и артисты оперируют не сюжетными поворотами, а темами, можно даже сказать кодами, заложенными в тексте. На первый план выходят неизменные человеческие ценности: от генеральных — стремление семьи к воссоединению, радость ожидания встречи, любопытство в познании нового, до бытовых — детский трепет перед новогодним боем кремлевских курантов, портрет отца-полярника, поставленный на самое видное место. И что-то внутри (что-то, что в силу возраста не может быть памятью) живо и тепло откликается на приметы довоенного СССР — «советские» детали костюмов, локомотив-паровоз, в который вдруг превращается обычный буфет.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (2)

  1. Игорь, Каневский

    Здорово, ребята, молодцы! судя по ролику, ценная работа. очень хочется прийти, посмотреть. вот бы кто напомнил, чтобы не забыть…

  2. Екатерина

    Великолепный спектакль! Получили огромное удовольствие! С удовольствием погрузились в атмосферу своего детства!!!
    Игра актеров и подача режиссера- превосходная работа!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога