Петербургский театральный журнал
16+

26 ноября 2015

РОДИНЕ НУЖНЫ АЛМАЗЫ!

Новый региональный проект «Театр Наций FEST» впервые прошел в еще недавно закрытом городе Мирном. В алмазной столице Якутии при поддержке компании «Алроса» не только показали московские спектакли с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, но и провели лабораторию документального театра — ее героями стали местные жители.

Мирный — это город, которого не должно было быть. Не должно по всем законам природы. Потому что нельзя построить город на болотах, в непроходимой тайге и на вечной мерзлоте, живя в палатках и летом, и зимой, когда морозы достигают 70 градусов.

Но такой город есть, он стоит на краю огромной кимберлитовой воронки — крупнейшего в России месторождения алмазов. Если смотреть с самолета, кажется, что эта черная дыра вот-вот проглотит маленькие двухэтажные домишки заодно с горнодобывающим комбинатом, который на ее фоне кажется игрушечным. В какой-то мере так оно и есть: вся жизнь города подчинена этому дышащему сероводородом гиганту.

Последнее, что ожидаешь здесь встретить, — это театр. Но и он тут есть. Правда, возник совсем недавно, семь лет назад, и играет спектакли всего два-три раза в неделю в том же помещении театрально-концертного центра «Якутск», где в остальное время крутят кино. Новый Бонд и «Голодные игры», понятно, пользуются у молодежи куда большим спросом, чем Островский и даже комедии. Но недавно в театре случилось событие, отчасти затмившее голливудские блокбастеры.

По инициативе главной городской компании «Алроса» в Мирный приехал Театр Наций. И не просто показал свои спектакли — «Рассказы Шукшина» и «Fарс-мажорный концерт для драматических артистов и оркестра», но решил на практике познакомить местных жителей с тенденциями современной сцены, в частности — с документальным театром. Итогом лаборатории стали две новые постановки. Драматург Полина Бородина и режиссер Владислав Тыщук сделали эскиз классического вербатима, вместе с актерами собрав интервью жителей города. А вот Александр Тюжин на основе документального материала написал настоящую пьесу — «Колыбельная для экскаватора», а ученик Сергея Женовача Павел Зобнин поставил по ней, выражаясь языком киношников, «полный метр» — масштабный, почти эпический спектакль, задействовав не только всю труппу, но и директора с монтировщиками.

«Колыбельная для экскаватора». Сцена из спектакля.

Зрителей посадили на сцене лицом к залу, где между рядов возвышалась огромная надпись «Больше алмазов Родине!». Таким образом хронотоп спектакля делился на общее гулкое пространство истории с ее официальной идеологией и частный тесный, но уютный человеческий мир, сосредоточенный на маленьком пятачке авансцены среди старых кроватей, тумбочек, столов и печек-буржуек, сделанных из обычных бочек.

Павел Зобнин придумал множество остроумных сцен, иллюстрирующих быт первопроходцев Севера. Чего стоит один только «ночной концерт в чемодане», который маленький Ленька закатывает голосом Козловского: удивительно органичный в роли ребенка заслуженный артист Владимир Заманков широко открывает рот, а в динамиках слышится «Куда, куда вы удалились…». Или дивная сцена танцев в клубе, где у всех актеров такие яркие характерные образы, что глаза разбегаются — хочется следить за каждым. Все создается с помощью простейших подручных средств: винт вертолета — крутящиеся над головой плечики для одежды, ракета Гагарина — взмывающая под колосники буржуйка. В нужный момент на сцену выносят портреты известных личностей, первых строителей Мирного.

Но все же драматург и режиссер выходят за рамки документального театра. Они не столько стремятся показать достоверную картину тех лет, сколько работают с мифами и разбираются, как устроена человеческая память. Как реальные факты перемешиваются в ней с легендами и домыслами, появившимися позднее, придуманными журналистами ради красного словца или возникшими в фантазиях ребенка. Жизнь алмазодобытчиков тут показана глазами мальчика, родившегося в палатке, выросшего на стройке коммунизма и считавшего экскаватор своим лучшим другом. Суровые рабочие будни в его детском восприятии превращаются в сказочные героические приключения. Услышав шифрованную радиограмму геологов об открытии месторождения — «Закурили трубку мира, табак отличный», — он рисует в своем воображении сцену с индейцами и настоящей трубкой мира. Ненасытный Госплан, о котором то и дело говорят родители, кажется ему зловредным царем-деспотом, требующим все больше и больше алмазов. А отправляясь с отцом в дальний поселок, он представляет себя не меньше чем Христофором Колумбом — открывателем новых земель.

С помощью этих остроумно придуманных и сыгранных фантазийных эпизодов режиссеру удается не только оживить повествовательную ткань спектакля, но и ухватить самую суть того удивительного времени, когда не только дети, но и взрослые жили мечтой и ради нее готовы были свернуть горы. И не важно, что многие из этих идей так и не осуществились, как не был построен город-сад, накрытый куполом, — дерзкая затея молодого архитектора, утонувшего потом в озере под Айхалом. Но вера в сказку, которую можно сотворить своими руками, давала людям нечеловеческие силы и позволяла совершать невозможное.

Заканчивается спектакль горькими размышлениями главного героя о том, какой ценой было заплачено за эти ежедневные подвиги: сколько людей потеряли жизни и здоровье, сгорели на работе или были уволены за чрезмерную смелость, уезжали и не могли обрести себя на «большой земле». Но авторам удалось найти очень верную — не ура-патриотическую, не казенную и не критически-разоблачительную, а какую-то человеческую интонацию. В итоге после спектакля остается чувство восхищения этими людьми, строившими свою Утопию вопреки обстоятельствам, — и здесь частная история одного города размыкается до размышлений о судьбе целой страны. Так что театр вправе рассчитывать не только на признание местных зрителей, но и на удачную гастрольную и фестивальную судьбу.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (1)

  1. Слава

    Спектаклю дали ЖИЗНЬ! 21,22 октября 2016 прошли еще два показа,Павел Зобнин дополнил некоторые сцены. И зритель и артисты получили настоящий кайф.
    История вроде и об одном городке, но в ней отражена целая эпоха страны. Есть мнения, что этот спектакль можно транслировать на более широкую аудиторию в масштабах и страны и зарубежья, где он будет понятен тем кто покинул страну и тем кто никогда в ней не был даст ответы про “загадочную русскую душу”.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога