Петербургский театральный журнал
16+

13 марта 2012

ПРОЧТЕНИЕ

Итоги драматургического конкурса конкурсов в рамках проекта «Новая пьеса» (фестиваль «Золотая маска»)

11 марта состоялось объявление победителей драматургического «конкурса конкурсов». Возможно, кто-то не совсем понимает, что скрывается за этим названием. На самом деле, вполне рациональная и удобная вещь — собрать в десятку лучшие тексты, награжденные премиями на различных драматургических конкурсах, представив тем самым, по возможности, объективную картину драматургической жизни, пульсирующей на русском языке в России и странах ближнего зарубежья — Белоруссии, Украине.

Для автора этой заметки шорт-лист 2011-2012 года выглядит мощным и монолитным. Что-то произошло за этот сезон, но объективный спад в современный драматургии последних лет сменился столь же внезапным и многообещающим подъемом. Если год назад на том же конкурсе конкурсов были, пожалуй, две бесспорные драматургические удачи: «Самый легкий способ бросить курить» Михаила Дурненкова и «Язычники» Ани Яблонской, то в это году трудно выделить бесспорного фаворита, поэтому и премии в этом году выглядит несколько формальными но, с другой стороны, объяснимыми.

В шорт-листе «Конкурса-конкурсов» было представлено 10 пьес современных драматургов:

«Кафе «Шарур» Анна Батурина

«Я умер в прошлом году» Нина Беленицкая

«Любовь людей» Дмитрий Богославский

«Однажды мы все будем счастливы» Екатерина Васильева

«Вий. Докудрама» Наталья Ворожбит

«Север» Вячеслав Дурненков

«Бир, еки, уш (Беруши)» Олжас Жанайдаров

«Ставангер» Марина Крапивина

«Злая девушка» Павел Пряжко

«Дни рождения Зины (День рождения по скайпу)» Оксана Савченко

Итоги драматургического «Конкурса конкурсов»:

Гран-при — Павел Пряжко «Злая девушка»

Первая премия — Наталья Ворожбит «Вий. Докудрама»

Победитель интернет-голосования — Дмитрий Богославский «Любовь людей»

Нельзя не отметить того, что Павел Пряжко — единственный из представленных драматургов пытается работать с новым типом драматургического текста, уходя от традиционной драматургической схемы и сюжетосложения. Его текст, по многим признакам относящийся, скорее, к киносценарию, не несет в себе очевидной драматургической коллизии и сильной событийной истории. О героях его пьесы говорит их взгляд на мир, те картины, которые они выхватывают из повседневного пейзажа. Паузы, ожидание, простые жесты и действия, обычные пейзажи индустриального города наполняют этот текст, в них утоплены мерцающие истории молодых героев.

Пьеса «Север» Вячеслава Дурненкова — текст кризисный, сложный, неровный. Кажется, что драматург пытается вырваться за пределы своего привычного нарратива. Первая часть «Севера» — попытка прописать историю «Евсюкова» в панораме небольшого, депрессивного северного города — для биографии автора, родившегося на Севере — тема, безусловно важная и личная. Но вторая часть — исследование посттравматического эффекта героини, которая, по сути, явилась заложником этого города, ее безумие, ее путешествие по прошлому, невозможность выйти из ада сумасшествия, искореженные и перепутанные судьбы мужчин, окружающих ее — эта тема тоски и отчуждения от жизни оказывается не менее значительной, чем первая часть пьесы и во многом новая для автора.

«Я умер в прошлом году» Нины Беленицкой подхватывает общую для многих драматургов тему жизненного и экзистенциального тупика поколения тридцатилетних, пустоты, которая их окружает и из которой невозможно выбраться. Герой этой пьесы, Коля, работающий на ТВ, идет подавать заявление в ЗАГС, обнаруживает себя в списках умерших и доказать обратное не получается — ни работникам ЗАГСа, ни, прежде всего, себе. Эта тема желания «другой жизни», эмиграции — внутренней или внешней, тщетных попыток героя или героини вырваться за пределы серого быта и обреченность этой попытки, прописана и в блестящей пьесе Анны Батуриной «Кафе Шарур» и в «Ставангере» Марины Крапивиной — одного из самых сильных драматургических текстов последних лет.

«Вий. Докудрама» Натальи Ворожбит — сложная в переплетении жанров и тем пьеса. Комедийное начало с его плотным сочным языком и острой комедийной ситуацией — два друга из Франции оказываются посреди незнакомого украинского села, сменяются монологом героини о трудной жизни на селе и драматическим рассказом Коляна, о том как он завтра пойдет расстреливать свою бывшую невесту Оксану. Размеренная жизнь Француза Лукаса с его нытьем о том, дала его Мириам арабу или не дала, меркнет перед одной ночью, проведенной в украинском селе и знакомством с украинскими женщинами, которые оказываются, по признанию самого автора, все сплошь ведьмы и ведьмачки.

Женская линия в современной драматургии, взявшая разгон с пьес Анны Яблонской, вообще преобладает в шорт-листе этого конкурса. Еще на последней «Любимовке», где прекрасно дебютировали Мария Зелинская, Ольга Стрижак, представили новые пьесы Наталья Мошина и Марина Крапивина, Любовь Мульменко, Наталья Ворожбит, Саша Денисова, множество женских имен наводили на размышления о неслучайности такой ситуации.

Очевидно, что этот сезон подарил современному театру несколько значительных драматургических текстов. Осталось сделать немногое — донести эти тексты до режиссеров. И почти невозможное — поставить их на сценах российских театров.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога