Петербургский театральный журнал
16+

19 марта 2018

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АКТЕРА ТЕАТРА ИМ. ЛЕНСОВЕТА СЕРГЕЯ ВОЛКОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ К. Э. СУХЕНКО

Конфликт в театре им. Ленсовета набирает обороты. Сегодня выступила с открытым письмом, обращенным к руководству СТД, Комитету по культуре и обеим сторонам конфликта Ассоциация театральных критиков.

А только что в редакцию пришло письмо молодого ведущего артиста театра, лауреата «Золотой маски» Сергея Волкова. Мы считаем необходимым дать ему слово.




Константину Эдуардовичу Сухенко

Пишу Вам как к человеку, который, судя по всему, в корне изменил мою жизнь. Это, конечно, смешно, что человек, с котором меня не связывают никакие отношения, рвёт мои отношения с одним из самых важных для меня людей. Впрочем, видимо это ваша работа.
Цель этого письма — рассказать Вам, кто Вы для меня.

1. Вы человек, который не держит своё слово.
В данном утверждении я опираюсь на слова моего Мастера, который наткнулся на фиктивное назначение на пост художественного руководителя. Оно, по сути, подразумевало начало работы по изменению структуры театра, но, по факту, оказалось абсолютным игнорированием его предложений.

2. Вы человек, который не признает то, чего не понимает.
В открытом письме я не считаю возможным писать о том, что Вы говорили в частных беседах, например, о нашем «Гамлете», но Ваши высказывания по поводу «веселых спектаклей» на виду. Благодаря им можно понять, что Вы искренне не понимаете и не подключаетесь к нашим спектаклям. Это Ваше право, как и любого зрителя. Но судьба сложилась так, что Вы, вроде как, наш начальник. И от вас зависит наша жизнь. Поэтому, я считаю, Вы не имеете человеческого права решать нашу судьбу, относясь к нам, нашим зрителям, которые видят в этих спектаклях явно намного больше, чем Вы, — настолько поверхностно и брезгливо.

3. Вы человек, которому наплевать на мнение людей, за которых Вы отвечаете.
45 человек из нашей труппы написало письмо в поддержку Бутусова. Мы составляем 2/3 труппы. Вы подписываете вынужденное заявление об увольнении нашего Учителя с легким сердцем.

4. Вы человек, который не умеет общаться со своими кадрами.
Когда мы к Вам приходили и просили за Бутусова, Вы сказали, что он очень закрытый человек и совершенно не умеет общаться. Как один из его учеников, который вырос и продолжает расти благодаря общению и работе с ним, я Вам скажу: проблема в Вас, в Вашей неспособности найти общий язык с тем человеком, с которым Вы, по своим служебным обязанностям, должны были его найти.

5. Вы человек некомпетентный в вопросах театра.
Во-первых, Вы это признали сами при нашей встрече у Вас в кабинете, попросив ввести Вас в курс дел, так как Вы в этом мало что понимаете. Во-вторых, заявления о «классическом» театре говорят о Вас как о человеке, отрицающем развитие русского театра, желании его законсервировать, чтобы приходить и по выходным любоваться на него, а не производить в театре поиск и мощную душевную работу. Понятие «классический театр» неоднозначно. Боюсь, им Вы прикрываете то, что погрузит его в состояние комфорта. Для зрителей, которые придут посмеяться и поплакать, для актёров, которые перестанут прыгать выше своей головы, и для режиссёров, которые пойдут протоптанными дорогами. Ну, и конечно для Вас.

6. Вы человек, устроивший раскол в нашем театре.
Именно Вам начали приносить письма такие люди из нашего театра, как В. М. Матвеев, которые считают спектакли Бутусова поганым сериалом, который, наконец, получится убрать из репертуара. Именно вы дали воздух для этого конфликта, заставили нас открыто поделиться на два лагеря. Это, может, и хорошо, что вскрылся этот нарыв. Все показали свое лицо. Вот только к ничему хорошему это не приведёт.

В связи с этим, я искренне не понимаю, как такой человек как Вы, может занимать подобную должность.

Возможно, Вы не являетесь последней инстанцией, возможно эти действия Вы выполняете по чьему-то поручению, но, к сожалению, для меня Вы являетесь самым очевидным представителем той системы, которая лишила нас нашего Учителя, поэтому мои глаза устремлены именно на Вас.

И самое последнее. Это уже не к вам, а к директору нашего театра В. Б. Градковскому, так как я знаю, что он это прочтёт.

Скажу честно — я против Вас практически ничего не имею. У меня с Вами за все время моего нахождения в этом театре не было прямых конфликтов. Были какие-то недовольства, но с этим можно работать и жить. Получилось так, что Ю. Б. ни при каких условиях не хочет работать с Вами в одном театре. Если встаёт выбор Юрий Бутусов или Валерий Градковский, я, безусловно, выберу первого.

Вы вчера мне сказали, что закончилась эпоха Бутусова, как когда-то закончилась эпоха Владимирова и эпоха Пази. И будем жить дальше. А ночью я лежал в постели и додумался до такой простой мысли: почему не может закончиться Ваша эпоха?

Повторюсь, у меня с вами нет личного конфликта, но, по-моему, вопрос очень интересный.

Сергей Волков, артист Театра им. Ленсовета.

Комментарии (45)

  1. Ирина

    На мой взгляд это письмо-показуха.насколько в наше время не в моде скромность.. Мне абсолютно безраздична судьба Сухенко, но невоспитанность и нескромность Вас,как молодого актёра поражает. Вы пишите о красивыми словами о красивых вещах,но по сути все чётко продуманная манипуляция и шантаж.Ваши рассуждения -сплошные эмоции,боюсь,что это не преданность великой профессии,а каприз-«верните мне человека,к которому я привязан!», « пусть все станет как было».то,что ставит Бутусов ,несомненно,заслуживает внимания,но ,к сожалению ,вытягивают одну черноту и грязь наружу. Театр Бутусова имеет место быть,но как частная История.
    Великий театр Ленсовета при Бутусове погрузился во мрак. Если Вы так привязаны к театру и профессии пересмотрите по-настоящему гениальные постановки этого театра,и поймёте,что то,что делали при Вашем мастере – простые студенческие эксперименты. театр Ленсовета заслужил лучшего режиссера и лучших Актеров. Если Вы настоящий актёр,вы служить должны театру и профессии,а не своему мастеру.

  2. Панова Нина Васильевна

    Мощная душевная работа возможна при условии, если душа есть ( пункт 5 письма), отсюда и косность, бездушие в восприятии талантов. Замечательно, что идет процесс очищения. Замечательно, что ученик отстаивает своего педагога. Замечательно, что честность и порядочность начинают прорываться.Замечательно, что это в моем городе! Значит, в лице Сергея и других 45 артистов труппы интересы культуры в приоритете. Приветствую!!!

  3. Татьяна Джурова

    удивительно, конечно, что сегодня преданность мастеру и отвага выступить публично и от первого лица, а не от лица группы или профессионального сообщества с нелицеприятным заявлением в адрес своих работодателя и учредителя, может быть названа “нескромностью” и “показухой”. удивительно, что в театр ходят сплошь оскорбленные добродетели. удивительно, что учредитель хочет видеть вместо Театра Ленсовета еще одну Антрепризу Миронова или Молодежный театр на Фонтанке

  4. axl

    Сережа, мы с тобой! Море уважения к тебе, как к автору смелого высказывания, которое не идет в разрез с твоими смелыми высказываниями на сцене. Но, скорее всего, они так и не согласятся “просто взять и посмотреть в эту трубу”.

  5. Ольга

    Спасибо огромное Вам, Сергей!
    Очень жаль, что одним росчерком пера чиновника возможно разрушить современный, слаженный коллектив, имеющий огромное количество поклонников как среди обычных зрителей, так и среди профессионалов, приносящий театру, городу и стране уважение, почет и различные премии как признание мастерства и успеха. Тихое болото всегда более комфортно для чиновников, чем активная работа, необходимость принятия решений и перестройка бизнеса на рельсы 21 века. Невероятно грустно.

  6. Диана

    Сергей, спасибо за Вашу открытость и честность!
    Мы живем в то время, когда умение договариваться и находить общий язык необходимо как никогда.К сожалению, те кто принимают подобные решения чаще всего преследуют свои скрытые/открытые интересы, не хотят смотреть “дальше своего носа”, не готовы идти на диалог…

    Очень и очень обидно, что руководство нашего города считает допустимым подобное развитие ситуации, это потеря в масштабах города, культурная столица просто отказывается от своего талантливого режиссера.

    Пока мы можем говорить об этом, нельзя молчать.
    Мы с Вами.

  7. Марина

    Именно благодаря такому поведению и своеволию чиновников я и не голосую за президента России В.В.Путина. Наоела косность и неповоротливость изжившей себя Системы. Всем и так понятно, кем назначаются такие некомпетентные и алчные министры, живущие по правилу от Премудрого Пескаря “Как бы чего не вышло!”

  8. Евгения Тропп

    Не комментировала в ветке обсуждения под Открытым письмом Бутусова, там уровень аргументации (в основном), как в досужей беседе на лавке у подъезда. Да и не хотелось влезать, пока не был услышан голос изнутри самого театра. А вот теперь, конечно, хочу всячески поддержать Сергея Волкова! Представляю, как трудно было ему решиться на этот поступок, наверняка было много сомнений. Но письмо написано прекрасно. Взвешенный и внешне спокойный текст, в котором ясно читается искренняя боль. Сергей, Вы сделали все правильно. Мысленно жму Вашу руку. Примите мою поддержку, если она Вам нужна.
    Как обычно, поражают некоторые комментарии. Настоящее волнение о судьбе театра, честное высказывание честного человека называют “манпуляцией”, “показухой” и проч.??? Я даже не могу уловить логику, по которой это написано. Впрочем, пусть каждый остается при своем мнении. Я же могу сказать, что вчера пересматривала “Сон об осени”, потому что студентка-первокурсница пишет работу. Зал был полный, принимали очень хорошо. Не только об аплодисментах говорю, но о том серьезном и глубоком внимании, с которым зрители смотрели и слушали.
    Кстати, думаю о том, чем и как можно измерить художественный успех 10 (десяти! вдумайтесь, сколько сделано за семь лет) спектаклей Бутусова. Понятное дело, для тех, кто “против”, не будут аргументом “Золотые маски”. Да и статьи критиков, наверное, тоже (мы ведь, по мнению некоторых, все ангажированы и куплены…) Я, между прочим, посчитала – 171 публикация в нашем разделе “Пресса” о премьерах.
    171 рецензия на спектакли Бутусова! Ни об одном режиссере столько не пишут. И это только рецензии, невозможно быстро найти, подсчитать и прибавить еще проблемные статьи, актерские портреты, обзоры и так далее.
    Но давайте я еще скажу как декан театроведческого факультета. С момента выхода “Макбет. Кино” студенты-театроведы бесконечно пишут, пишут и пишут во всех семинарах о Бутусове. Мы, педагоги по театральной критике, прочитали и обсудили, десятки курсовых! Благодаря студентам я знаю, например, “Макбет. Кино” практически наизусть. Не только потому, что сама смотрела 5 раз, но потому что прочитала множество вариантов, множество версий от студентов, столько об этом разговаривала. Каждый год защищаются дипломные работы, обычно не одна. “Музыка в театре Бутусова”, “Пьеса и режиссерский текст в театре Бутусова”, феноменально глубокое и всеохватное исследование К. Ярош “Актер в театре Бутусова”… Это только то, что я помню из пары последних лет! И когда на вступительные экзамены приходят абитуриенты – они взахлеб говорят о Бутусове. Благодаря его спектаклям дети влюбляются в театр.
    Хорошо, если не доверяете студентам – давайте о самых-самых неангажированных зрителях поговорим. О старшеклассниках.
    Пятый раз наш институт, РГИСИ, проводит конкурс рецензий для школьников. Второй год конкурс Всероссийский, до этого был городским. Всегда, все годы мы получаем прекрасные работы о спектаклях Бутусова! Их много и это хорошие, небанальные, талантливые тексты! Они регулярно побеждают в конкурсе.
    Сейчас среди боле чем 170 участников лидирует по количеству работ именно театр Ленсовета. Причем, не только из Петербурга пишут. Недавно театр со спектаклем “Город. Женитьба. Гоголь” побывал в Сочи – оттуда школьница прислала текст… Это так здорово, что молодые, даже совсем юные зрители готовы размышлять об этих спектаклях им интересно проникать в мир режиссера и его артистов. И это самое свободное высказывание о театре Бутусова.
    И я представляю, насколько обкраденными почувствуют себя эти дети, когда поймут, что новых спектаклей ЮБ в театре Ленсовета может не быть.

  9. Александр

    «Театр» Бутусова- это пародия на МДТ! Судя по отзывам здесь , можно сделать вывод, что большинство из Вас вообще не понимают, что такое психология управления коллективом и страной. Читайте соответствующую литературу! А не только про театр. Те , кто родился в 90-е этого времени не помнят! В частности и автор письма. А это время может вернуться! Ваша любовь к Бутусову слепа! Вы просто не видите ЧТО несёт его «режиссура»!!!! К тому же вопрос не в том нужны его спектакли или нет, а в том может он управлять коллективом или НЕ может!

  10. Издалека

    Не хотела больше ничего комментировать, но аргументация декана театроведческого факультета на уровне доклада в районном отделе народного образования подвигла на высказывание. Порыв юного артиста прекрасен, его искренность подкупает. А дальше? Вся суть его письма говорит, в первую очередь, о том, что если ситуация зашла так далеко, значит умного и грамотного руководителя в театре всё это время не было. Хаос и истерика, истерика и хаос. Пошаговый разговор с чиновниками – это тоже обязанность Бутусова как руководителя госучреждения. Так же как и ответственность за судьбы всех до единого сотрудников театра, независимо от того, достойны они внимания гения или нет. И хватит козырять двумя третями труппы. Молодому артисту невдомёк, что, если, например, голос Ларисы Луппиан или Владимира Матвеева- единица измерения, то его голос (при таком раскладе) – ноль целых пять десятых (и то большим авансом на будущее). И самое главное: Бутусов и его последователи имеют абсолютное право на самовыражение, но лично я, как налогоплательщик, отказываюсь дальше это финансировать. Ковальчук в роли короля Лира, Леонова – Ромео, Алексахина – Ричард Третий, Мигицко – Джульетта, Новиков – Клеопатра мною спонсироваться не будут. Жирная точка.

  11. Инна Ковалёнок

    Спасибо за смелость и адекватность, Сергей.

  12. Панова Нина Васильевна

    Александр, вот перечень вопросов для сдачи экзамена по психологии управления. Какими из компетенций овладел наш руководитель, в Вашем понимании.
    15. Психология личности руководителя как субъекта управления.
    16. Морально-психологические качества личности руководителя.
    17. Способности руководителя.
    18. Профессиональное мастерство руководителя и его психологические составляющие.
    19. Профессионально-психологическая подготовленность руководителя.
    20. Общая характеристика профессиональной деятельности руководителя.
    21. Психологические средства и методы в деятельности руководителя.
    22. Убеждение как метод воздействия в деятельности руководителя.
    23. Поощрение как метод воздействия в деятельности руководителя.
    24. Контроль как метод воздействия в деятельности руководителя.
    25. Требование и принуждение как методы воздействия в деятельности руководителя.
    26. Наказание как метод воздействия в деятельности руководителя.
    27. Психологические приемы воздействия в деятельности руководителя.
    28. Стили руководства.
    29. Психологический отбор в правоохранительные органы.
    30. Психология дисциплины в органах внутренних дел.
    31. Учет индивидуальных и личностных особенностей сотрудников.
    32. Социально-психологические факторы деятельности руководителя.
    33. Руководство и лидерство.
    34. Классификация и стадии развития групп в организации.
    35. Групповые нормы в организации.
    36. Ситуационные переменные, влияющие на поведение сотрудников.
    37. Коллектив сотрудников как субъект и объект управления.
    38. Взаимодействие и взаимоотношение субъекта и объекта управления.
    39. Особенности межличностного восприятия и общения в организации.
    40. Неформальное общение и способы воздействия.
    41. Ценности и установки работников в организации.
    42. Удовлетворенность трудом. Что скажете?

  13. Анатолий Клименский

    Следствие закончено. Забудьте.

  14. Лидия Прохорова

    Большое спасибо Сергею Волкову!
    Проясняется происходящее в театре.
    Рада, что ситуация не замалчивается, и мои худшие опасения, что увольнение под праздник 8 марта пройдет “под шумок”, не оправдываются. Это обнадеживает.

    Театр Бутусова — никакая не пародия ни на что, это живой, действующий организм, благодаря которому родились яркие, мощные, современные спектакли, проявления театра в высшем его понимании – театрального искусства. Благодаря которым в театр пришли молодые, искренние зрители — их реакцию на происходящее все могли видеть, в частности, на спектакле “Макбет. Кино” 17 марта (и уверена, что этим дело не закончится). Благодаря которым театр вышел на новый уровень и обрёл новое дыхание.

    Художник такого масштаба, как Юрий Бутусов, работающий в городе – это честь и слава Санкт-Петербурга, это подтверждение статуса “культурной столицы”, это различные дипломы и премии в конце концов, если говорить о формальных критериях. Но, судя по скорости, с которой было подписано его заявление об увольнении (уж не говоря об административном противодействии его работе), эти соображения не волнуют культурных чиновников. Это и удивляет, и тревожит, и печалит. Обидно и за нас, зрителей, и за город.

  15. Олег Доктор

    Секта бутусовофилов оскорблена и абсолютно не приемлет никаких отличных от их мнений. ЮБ своими отравляющими театр подковёрными играми и манипуляциями доигрался до увольнения, а теперь, видимо, опомнился. Или опомнились те, кто водил его по коридорам власти за ручку и протежировал. Теперь с пеной у рта ситуацию пытаются отыграть обратно. Может, и слетит голова Сухенко, в этом бою. Только нужно помнить, что 40 артистов одного театра – это капля в море городских учреждений, поражает эгоцентризм. А единственное впечатление о Волкове – брызги слюны в свете софитов. И это письмо, уверен, тоже было мокрым. Это как бешенство передаётся из уст в уста одной недокритикессы к другой.

  16. Травкина Алла

    Смелое и искреннее письмо.

    По какому праву люди, ничего не смыслящие в театре, а только «занимающие некий важный пост» по какой-то неведомой нам всем причине, ломают судьбы молодых талантливых людей-мне не понятно. Это из разряда: «не читал, но осуждаю!»
    Расцвет театра им. Ленсовета, за последние несколько лет- очевиден. Только дурак ( да!!!) может не замечать этого факта, живя в этом городе! Потеря такого режиссера-это потеря театра как такового. Если потянутся артисты ( а они потянутся) – страшно представить во что превратится Ленсовет. Нужно хоть раз увидеть и понять как открывает артиста Бутусов. С какой порой неожиданной стороны открываются заслуженные артисты, как растет и набирается опыта молодежь. Курс Анны Алексахиной принес в Ленсовет «новое начало», театр зажил новой , особенной жизнью! Она может гордиться не только Сергеем, но и всеми ребятами.
    Такой смелой, искренней, молодой публики, как на спектаклях Бутусова я не встречала давно. Евгения Эдуардовна пишет про РГИСИ , а я скажу про ГИТИС. На каждом поступлении последних лет, абитуриенты на вопрос «любимый режиссер» называют фамилию Бутусова, каждый семестр пишется несколько работ «на Бутусова». Студенты-театроведы учатся на его спектаклях, это громадная платформа для размышлений, обсуждений, споров. Мы растем на этой платформе, мы перенимаем смелось и открытость его спектаклей. Понять спектакли Бутусова не просто, но в этом и есть главное – попытке разобраться в «феномене Бутусова». Театр -это всегда усилие!!
    Жить и оставаться честным тоже не просто.

    Я хочу, чтобы никто не забыл важное. ГОРОД-это не Сухенко, не Полтавченко, не Градковский!
    Город -это мы с вами! И городу нужен Бутусов! Это НАШ театр! Только вместе мы сможем добиться результата!

  17. Ирина Селезнева-Редер

    Странно ставить под сомнение состоятельность режиссера, у которого в театре идет десять спектаклей, за которым в театр пришла целая плеяда интересных артистов. А талант руководителя его, как мне кажется, проявился в том, кому он еще давал ставить в своем театре и что из этого получилось. Вот идет в театре спектакль «Странствия Нильса». Опустим театроведческие изыски: мой сын смотрел его со своим классом. Надо было видеть и слышать учительницу, когда он рассказывала о том, как дети, местами едва сдерживая слезы, смотрели этот спектакль. И сколько потом было сказано благодарностей в адрес создателей. «Странствия Нильса» – лауреат «детской маски», конкурса «Арлекин». Вот еще «Птицы» – свежая премьера – получили премию «Прорыв» от номинационного совета премии за лучший актерский ансамбль. Или «Венчание» – удивительный, фантасмагоричный, трудный, но прекрасный спектакль. И тоже, кстати, лауреат премии «Прорыв». И все это – не бутусовские постановки. Так что странны упреки в том, что Бутусов – не руководитель. Он настоящий строитель, пахарь. И рядом с ними – соратники. Сергей Волков, один в поле воин!
    И кстати, я помню 90-е. В особенности незабываемые, влюбившие в себя полгорода, спектакли Бутусова «В ожидании Годо» и «Войцек». И действительно жаль, если кто их не видел.

  18. Александр

    Друзья! Спасибо, что мнения не выходят за рамки великого русского и не брызжат злобой. У каждого своё мнение и нам не придти к единому… В каждом театре есть хорошие спектакли. Не надо, чтобы кругом звучали только фамилии Жолдак, Могучий и Бутусов. И спектакли как близнецы-братья: на артистах джинсы, на сцене десяток автопокрышек… И артисты, произносящий текст… Пусть будут и классические постановки, где дачники в парусиновых костюмах и где у артистов на глазах слёзы, а не мука…

  19. лариса

    Сергей! Вы молодец! Среди актёров и даже очень талантливых, мало людей смелых и свободных. Это я говорю Вам,как человек,проживший в театре не один десяток лет. Вы высказались точно,искренне и бесстрашно. Всё ,что происходит в Вашем театре – это отражение всего происходящего вокруг. Всем придётся выбирать. Или служить системе и подстраиваться под неё или идти своим путём. Не исключено,что Вам придётся не один раз пробивать стену лбом. Оставайтесь как можно дольше смелым и верным себе. Вы правы,потому что искренни.Потому что учителя надо защищать и не в грим.уборных,а публично.Сегодня смотрела ” Гамлета”. Первых два действия я сидела в бельэтаже, а последнее в партере, что дало мне возможность разности восприятия. Истинную картину можно понять только поднявшись. Своим письмом Вы поднялись над ситуацией. Спасибо Вам.Удачи в творчестве. Бейтесь до конца.

  20. spettatory

    Спасибо Сергею за искренность, прямоту, честность, неравнодушие! Как на сцене, так и в жизни!
    Прекрасных людей вырастил Юрий Бутусов!
    Не читайте злопыхателей, эти всегда были, есть и будут. Верьте себе!

  21. Екатерина

    Издалека, то есть вы отказываетесь платить налоги?)) Смело, уважаю. А спектакли Бутусова конечно много без вас потеряют

  22. spettatory

    Александр! К сожалению, некоторые мнения очень даже брызжут злобой уже вторую ветку обсуждений. И какой-то притянутой неправдой. Ну вот взять Ваше выступление:
    1. назовите второй и далее спектакли, в которых на сцене десятки автопокрышек?
    2. “классических” постановок с парусиновыми костюмами и “шелестящими юбками”, которых так боялся Чехов в театре – в городе навалом, ходите на них.
    3. если постоянно звучат “только фамилии Жолдак, Могучий и Бутусов”, наверное, именно эти режиссёры интересны большинству зрителей. По-моему, логично.
    А так, конечно, больше театров хороших и разных! Главное, что это “разных” в нашем городе не свели к засилию только одного вида “веселого” театра, выдавив всё яркое и нестандартное.

  23. Ася Волошина

    У десятков артистов от одного росчерка чиновника переломилась жизнь.
    Не надо их жалеть.
    Та боль, которую они переживают сейчас, перельётся в новые роли — честные, протестные, отчаянные. Заряженные той, энергией, которую они нашли в себе, благодаря ЮБ. Ничего не будет прежним, но всё будет продолжаться. На новом витке, с новой ясностью осознания с раной, о которой не забыть.
    Тысячи зрителей, многие из которых ходили на спектакли по несколько раз и брали из них заряд жизни, получили пощёчину. Получили от власти недвусмысленное послание: на вас наплевать.
    Не надо их, не надо нас жалеть.
    Разве мы не знали этого? Разве это не доминанта сегодняшней жизни? Спасибо, что так ясно сформулировали. Я не утверждаю, что мы — большинство. Естественно, есть те, кому этот театр чужд. Выбор свободен и уважаем! Но агрессия по отношению к тому, что чуждо, ксенофобия… не превращается ли она сегодня в национальную черту. Довольно-таки, кстати, фашистскую.
    И, конечно, не надо жалеть Бутусова.
    Он хотел потратить часть своей энергии и силы, которую мог бы просто отдать спектаклям, на то, чтобы вывести один из петербургских театров на максимально высокий уровень. Петербургские власти сказали: не надо. И кого тут жалеть?

    Чиновничья серость торжествует и пучится, и горько жить в эту мутную, в эту бездарную эпоху, горько, что столько прекрасных людей на неё обречены. Но в историю искусства войдут спектакли, роли, тексты этих людей. А не убожество тех, кто всему этому мешает.

  24. Тата

    Сережа, ты большой молодец! Оставаться человеком в наше время, увы, непросто, а ты смог! Тысячи людей с тобой и за тебя! Спасибо, что так четко и прямо сформулировал и наши мысли! Мы будем очень скучать в Петербурге по тебе – прекрасному актеру и преданному человеку!

  25. Алла

    Сергей! Ты – наш ГАЛИЛЕЙ! “Инквизиция” не вечна! Мы с тобой! Пожалуйста, держитесь все ребята из труппы Бутусова! Пожалуйста, не уходите из театра! Играйте для нас! Вы нужны нам!

  26. Алиса

    Хамство, однобокость и тотальное нежелание взглянуть дальше зеркала своей гримерки – единственное, что показал всем невоспитанный и горделивый юнец.
    А по поводу Бутусова: если человек хочет собственный театр, почему бы не заняться поиском спонсоров и меценатов?! А то у нас почему-то влажные мечты должны воплощаться за чьи-то деньги, ещё чтобы и не спрашивали, сколько дней он на работе провёл(мало), и зачем хочет устроить марионеточное управление. А вообще, похоже на сказку о человеческой жадности: чем больше дают, тем хуже, а затем и вовсе зазнаются. Всё-таки заявление пишут, если хотят уйти, а не остаться. И если кто-то и хочет вернуть Бутусова – пусть теребят его, может, проглотит гордыню и пойдёт на попятную, скажет: не могу бросить СВОИХ ребят. Но МХТ, видимо, ближе к софитам.

  27. Sever

    Меня поразила наглость и не уважительное отношение этого молодого человека. Попробовал бы он такую выходку устроить в свободной Америке, живо бы попал в черный список на всю жизнь. К. Сухенко председатель комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. и он должен думать о всем Петербурге и петербуржцах, а не о Бутусове и части его учеников. Кстати Петербург прекрасно обойдется и без этого дикаря Бутусова, совершенно не ассоциирующегося с нашим прекрасным, светлым городом чистого и благородного классического искусства и абсолютно чужого в нем по своему менталитету, мрачному и депрессивному. Петербург прекрасно жил без Бутусова и прекрасно без него обойдется.

  28. Юлия

    Сергей, спасибо! Это честно, это мужественно. Нам как воздух нужен режиссер Бутусов и его ученики. В Петербурге, где бОльшая часть театров – эдакие безвоздушные, безжиненные пространства – театр имени Ленсовета – уникален. Такой труппы – где молодые артисты работают энергетически мощно и при этом осознанно, выполняя сложнейшие задачи, где они личностно растут – в Петербурге нет. Создание такой труппы (при всем уважении к мэтрам – они в театре тоже задействованы) – целиком заслуга Юрия Бутусова. Это даже если не иметь в виду остальных несомненных достоинств его спектаклей. Это единственный молодой театр по существу, по самому своему духу, по театральному языку. Город, где давят театральный авангард – город, обреченный на статус театральной провинции. Не дадим победить театральной геронтофилии!

  29. Екатерина

    Sever, вы хоть одну книгу в жизни прочитали из тех, что зовете классикой? Шекспир с Чеховым писали о розовых пони, а не о страстях человеческих во всей их кровавости и жестокости и не о бесцельно прожитой жизни в постоянных поисках, чем заполнить пустоту? Да тут уже говорено про это много, хоть бы подумали, прежде чем глупости повторять, пусть и за важными, высокопоставленными дядями.

  30. Елена

    Сергей, я – за тебя, я за свободу выражать любое мнение , даже если я с ним не согласна. Здесь – согласна! Я – за театр, в котором есть Душа, есть источник, к которому зритель приходит напиться и очиститься и уходит наполненный и светлый. Делать такие спектакли – это большая работа души, не каждому это по плечу. Есть спектакли мертвые, а есть спектакли живые, ты это понимаешь, потому что сам живой. А те кто промолчат раз, другой, третий, медленно умирают и не выполняют своего предназначения, они достойны лишь жалости. Но бываю активные мертвые, от них необходимо защищаться и защищать других, иначе они побеждают, их задача – мешать живым выполнять свое предназначение и еще у них есть задача, о которой они не знают – создавать условия для того, чтобы живые научились защищаться и защищать. Так думаю. Я юрист и психолог и я очень люблю живой театр, поэтому я готова защищать живых людей. Я радуюсь, когда встречаю живых людей, готовых защищать себя и свои убеждения. Не останавливайся! Да пребудет с тобой Сила!

  31. Издалека

    Екатерина, Шекспир с Чеховым точно не писали “Макбет. Мультфильм” и “Чехов. Варьете”.

  32. axl

    Sever, обзывать Петербург светлым городом классического искусства – личное оскорбление для меня, как для петербуржца. Во-первых, Петербург город искусственный, мрачный, подавляющий человека. То, что об этом писали любимые вами классики Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, хотя бы, упоминать не стоит.
    “Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.”
    Во-вторых, повторю то, что уже говорил – именно Петербург был родиной как революции социальной, так и художественной. Это я про Октябрь и про Русский авангард. То, что вы тут пишите, просто невыносимо по уровню невежества и глупости.

  33. admin

    http://gorod-812.ru/bez-butusova-kto-prav-kto-vinovat-v-istorii-vokrug-teatra-lensoveta/ Текст на тему. Очень полный и верный.

  34. Надежда Таршис

    Предложенный admin текст в “Городе” переломный, он и в самом деле должен бы подвести черту под тянущейся и бесплодной баталией, Кстати, Юрий Бутусов в “Петербургском театрале” высказался категорически против стравливания “людей с разными театральными вкусами”. У Гегеля есть маленький текст “Кто мыслит абстрактно”. Он отвечает на этот вопрос, в частности, так: на базаре торговка “мыслит абстрактно”, ругая оппонента на чём свет стоит. Жаль, что, порывая с изъезженной колеёй, предлагая объёмный взгляд на ситуацию, автор статьи в “Городе” всё же сама не удерживается от “абстрактной” оценочности, мешая в кучу вещи разноприродные.

  35. Андрей Горбунов

    Я не поклонник Театра Бутусова (при всем уважении к этому Мастеру). Мало того, я горячий поклонник Театра Владимирова. Но вот беда, Игоря Петровича нет уже 20 лет, а как мы знаем на примерах МХАТа и БДТ, попытки сохранения Театра по принципу “Как завещал великий… ” всегда заканчивались провалом. Сейчас мы имеем дело если не с лучшим, то с представителем первой пятерки режиссеров страны. Одним из очень немногих признанных в Европе. Честно скажу, на спектаклях Ю.Б. в Театре Ленсовета я не
    был. Смотрел его московские работы. Не все понравилось. Но отрицать штучный талант – бессмысленно. И вот чиновник, имя которму “никто”, звать его “никак”, решил что он лучше знает “КАК”. Когда-то такие же активисты из Питера выжили Райкина и Юрского. Москва была им признательна. А сейчас? На то, чтобы заполучить Бутусова к себе на постановку стоят в очереди Туминас, Райкин, Писарев, а скоро, думаю, там же будет и худрук МХТ Женовач, на курсе которого Ю.Б. преподает в ГИТИСе. Бутусов не пропадет. А вот актеров Ленсовета жалко.

  36. Наталья

    Что-то, Андрей, очередь в Москве не выстроилась… И Бутусову никто не предложил Московский театр, чтобы он в нём построил театр имени Себя. Бутусов сам ушел, сам написал заявление ,потому что не выполнили все капризы гения. Невозможно все истерики оправдывать гениальностью.

  37. Олег

    Сергей Волков великолепный актёр уже имеющий в своём активе Золотую Маску за лучшую мужскую роль – главную театральную награду России. Он открыто высказал мнение по вопросу имеющего ключевое отношение к его будущему.
    Театр Ленсовета под руководством Ю. Бутусова превратился в мирового уровня театр, широко известный за пределами России. Спектакли Бутусова показывают в кинотеатрах по всему миру при переполненных залах. Зрители со всей России и даже из других стран специально приезжают Петербург на его спектакли.
    Через 50 лет никто не будет помнить кто такие были Сухенко и Градковский, а Ю. Бутусов навсегда войдёт в историю театра как выдающийся режиссер.
    Sever в своём комментарии написал что в Америке Сергей попал бы за своё письмо в чёрный список. Могу заверить всех что в Америке такой ситуации в которой оказался Сергей никогда бы не произошло. В Америке государство и чиновники не контролируют искусство. Америка – это страна где отношение к людям и свобода личности намного опережают современную Россию.

  38. Екатерина

    В Америке действительно такой ситуации быть не может, ибо государство вообще не поддерживает театры. Не финансирует из городского или федерального бюджета ни один театр. А содержание театра Ленсовета нам с вами обходится, думаю, миллионов 150-200 в год :) ) Так что американские актеры очень заинтересованы в зрителях. А Бутусову на зрителя наплевать просто. Была по осени на “Сне об осени”, извините за каламбур. Про свои впечатления умолчу, чтобы не обвинили во вкусовщине. Зал был заполнен, дай Бог, на две трети. А после антракта уходили толпы. Так что…

  39. spettatory

    Екатерина, Вы что-то попутали. К Вашему сведению, “Сон об осени” идёт без антракта. Вы хоть запоминайте спектакли, на которые ходите, что ли, прежде чем писать.
    Ну почему такая закономерность : у тех, кто неспособен увидеть подлинное искусство, всюду какая-то мелкая и настырная ложь?

  40. .

    Апеллировать тем, что публика уходит со спектакля/много свободных мест и т.д. уже как-то даже несерьезно. Для доброй половины этой публики поход в театр как способ отвлечься от проблем на работе и “проветриться”, уж извините за снобизм, и ничего удивительного что уходят. И потом, всегда самое лучшее, гениальное у нас, как и в любом обществе, в меньшинстве. Это не значит, что все что не пользуется массовым спросом – гениально, но количество заполненных мест не есть показатель качества.

  41. Издалека

    spettatory, отстаньте от Екатерины. Все спектакли Бутусова похожи, как две капли воды. Попутать значительно легче, чем найти пару отличий.

  42. spettatory

    Все спектакли Бутусова уникальны, ни один из них не похож на другой. Говорить о их сходстве может только человек, не понимающий театрального искусства. Ну вот как человек , не умеющий читать, говорил бы о том, что все буквы одинаковы.

  43. Александр

    Интервью Ю. Бутусова в 2006 году.
    1. Что такое для вас театр? Для чего он?
    2. Как изменился ваш взгляд на театр за последнее десятилетие?
    3. Что угрожает театру сегодня?
    4. Что такое для вас «живой театр»?
    5. В диалоге с кем вы находитесь последнее пятилетие?
    6. Что было особенно важно для вас в последние годы (т. е. в первые годы ХХI века)?
    7. Ваши сильные театральные впечатления за это время?
    8. Что вы приобрели и что потеряли за это время?
    9. Ваше этическое кредо сегодня?
    10. Как вы ощущаете сегодняшнюю петербургскую театральную ситуацию? Что изменилось за эти годы?
    11. Как влияет на вас социальная ситуация?
    12. Какой вам видится ваша будущая судьба?
    1–3. Последнее десятилетие для меня — первое и единственное. Я начал работать в театре ровно десять лет назад. Не могу сказать, что все было гладко. Театр изменился. Думаю, не в лучшую сторону. Весь театральный люд суетится, дергается, разрушает сам себя — изнутри. Если что-то и происходит хорошее, то случается это в театрах, которые можно назвать театром-домом, театром-школой. Их все меньше. Единое духовное пространство, каким и должен быть театр, исчезает. Причин много. Процесс не остановим. Настроение ухудшается.
    5. Все-таки диалог происходит с критикой. Для меня это так. Трудный, может быть малопродуктивный, но диалог. И еще, извините за пафос, с Шекспиром. Правда, говорят, что его не было.
    6, 8. Потерял свой маленький театр — «Годо», потерял студентов, приобрел опыт разный.
    10. Ситуация в Петербурге катастрофическая — скука и апатия, равнодушие и амбиции. «Новая волна» cдохла, благодаря критикам в том числе. Развития нет. А разруха все-таки не в писсуарах, а в головах — это точно. Это ощущение немного со стороны. Три года я работаю в Москве. Питер остается родным, но разрушение моей театральной компании не могло не повлиять на меня. После этого мне уже нечего было делать в театре Ленсовета. Хотя я и продолжаю его любить. Но театр идет своим путем, не совпадающим с моими желаниями. По-прежнему влюбляюсь в актеров, думаю о них, хочу, чтобы они сыграли хорошие роли, может быть, это мое этическое кредо (9), не знаю.

    Не кажется ли вам , друзья мои театралы, что мало что меняется в мышлении этого «гения» современного театра?!

  44. Александр

    P. S. Интервью с этого сайта.

  45. Анна

    Выжили… Директор театра радуется, что теперь в театре будут ставиться, наконец, только те спектакли, которые ему нравятся. Этакое барство. Личный театрик г-на Градковского. Ну что ж… Реалии современного времени. Ректор Горного одевает всех работников, как холопов, на свой личный вкус, запрещая одеваться так, как им нравится, и открывает личную школу для своей внучки. Вот человек себе театр заимел, и все должны ублажать его вкусы. Я более чем лояльна к современной власти и к президенту отношусь хорошо. Но после такого даже меня тягостные мысли гложут. Ужасно все это, господа…
    Кстати, Комитет по Культуре моего города уже второй раз лишил меня того театра, который я люблю всей душой. Был еще “Театр Рок-Опера”, который они посчитали ненужным городу. Город, правда, не спросили. Тоже было очень больно, как и сейчас.
    Спектакли, подобные спектаклям “Смерть коммивояжера” или “Август: графство Осейдж”, я могу посмотреть где угодно. Но Бутусов один. Есть театр Комедии, есть антреприза Миронова. Кто хочет – ходит. Но почему меня лишили театра Бутусова? Если он не нужен Градковскому, Сухенко, некоторым зрителям, то он нужен мне и еще многим. И мы тоже платим налоги. Почему тогда?
    Спасибо Сергею Волкову за это письмо. Не просто очень талантливый актер, но еще смелый, благородный человек. Не спрячутся они за “ушел сам”. Натурально теперь видно: выживали долго и выжили все-таки. Мелкие малодушные человечки, кайфующие от собственной власти, ничего в этой жизни не стоящие и никому не нужные. Из зависти и страха за свою личную власть убрали талантливого человека, который мог поставить точку на их никчемном, но благополучном существовании. Вот и все. И плевать им на всех. Мерзавцы.
    Ю.Б. Люблю вас.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога