Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 октября 2019

«ПЕРЕМИРИЕ» ОЛЕГА ЛИПОВЕЦКОГО В ТЕАТРЕ «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ»

«Перемирие». А. Куралех.
Театр «Красный факел» (Новосибирск).
Постановка, сценография и костюмы Олега Липовецкого.

Олег Липовецкий поставил пьесу Алексея Куралеха, победившую на конкурсе «Ремарка-2018» (номинация «Весь мир»). Куралех получил образование филолога в Донецком государственном университете, который окончил в 1994 году. До драматургии его карьера словесника (если для филологии вообще уместно говорить о карьере) складывалась самым обычным образом: преподавание, литературная критика, литературоведение. По словам драматурга, к литературному творчеству его подтолкнула война. Казалось, что только создание своего мира сможет спасти от безумия, бессилия и отчаяния.

Это спектакль о войне, но это взгляд на войну глазами интеллигентного, образованного человека, живущего в «большом времени» и хранящего в своей памяти все войны, начиная с Троянской. Тема «войны из-за бабы» как нечто курьезное и нелепое упоминается в тексте; позывные бойцов, посланных и с украинской, и с донецкой сторон на восстановление дома беременной женщины Марии, конечно же, имеют самое простое, бытовое объяснение, но не только. Че Гевара зачитывается книгами про реального Че Гевару; Шумахер — водитель газели-тихохода, доставляющей груз 200 по домашним адресам; Ахилл — поклонник фильма «Троя» с Брэдом Питом в главной роли; и, наконец, Ной — тот, кто всех спасет, построив символический ковчег. Ковчег-дом, на борту которого написано одно только слово — «Прощение».

Камиль Кунгуров (Шумахер), Юлия Новикова (Мария).
Фото Виктора Дмитриева.

Ключом к пьесе оказывается внутренняя, неосознанная религиозность героев, так или иначе «прорастающая» в каждом из них в минуту смертельной опасности. Удивительным образом пьеса соединяет в себе обобщающий, метафизический взгляд на происходящее и черты документальной драмы: написать такие диалоги и монологи для героев можно, только живя в эпицентре событий, каждый день слыша шум и гомон толпы и общаясь с участниками боевых действий.

Вся история с ремонтом дома, разрушенного непонятно чьим артобстрелом, происходит в измененной реальности. Что это? Мысленный эксперимент драматурга в историческом сослагательном наклонении, или герои уже умерли и находятся в Чистилище? На этот вопрос нет однозначного ответа, тем и хороша пьеса, и этим же прекрасен спектакль Олега Липовецкого, сохранившего онтологическую двойственность сценической жизни. Здесь все работает на художественную правду: на планшете сцены парни тянут платформы со зрителями навстречу друг другу, а по сюжету пьесы они заняты тяжелой работой — восстанавливают крышу. В итоге мышечное усилие перед нами самое настоящее, а не упражнение на «память физических действий», и это бьет по нервам. Перехватывает дыхание: вот они, на расстоянии вытянутой руки, молодые, сильные, красивые и смелые. И все они, скорее всего, будут убиты или уже мертвы.

Режиссер открыл для нас новое в актерах, которых мы, казалось бы, знаем много лет. Кто бы мог подумать, что Михаил Селезнев может быть таким озлобленным, безжалостным и опасным Ахиллом, что Ной (Александр Поляков) станет главной надеждой этого мира на спасение, искупление, прощение. Ной, бесконечно добрый и всепрощающий, дарит надежду. Первый приступ безудержного внутреннего рыдания у зрителя (у меня так было) как раз приходится на небольшой, технически конкретный монолог Ноя о том, как именно можно восстановить крышу. Простое перечисление строительных действий звучит как поминальная молитва по мирной жизни. Вот ведь: могли бы дома вместе строить, а должны стрелять друг в друга. Два дебютанта сцены «Красного факела» — Денис Казанцев, а в другом составе Виктор Жлудов (Че Гевара) — и Камиль Кунгуров (Шумахер) представляют в спектакле «укров». Как в паре «сепаров» есть более непримиримый Ахилл и настроенный более миролюбиво Ной, так и в украинской команде есть романтически-воинственный Че Гевара и абсолютно неуместный на войне, добрый, хозяйственный и очень домашний Шумахер. Именно он помогает хозяйке дома Марии принимать роды у коровы. Весь библейский контекст пьесы читается, но воспринимается не назидательно, а тепло и празднично, как будто скоро Рождество, хотя по пьесе до зимы еще далеко. Мария в исполнении Юлии Новиковой получилась необыкновенной женщиной — теплой, простой и неземной одновременно. Ее улыбка, негромкий голос и весь ее облик умиротворяют и солдат на сцене, и зрителей в зале, и, вероятно, только что родившегося теленка.

Сцена из спектакля
Фото Виктора Дмитриева.

Прекрасно, что нашли возможность привезти из Донецка на премьеру Алексея Куралеха. Для него это было, конечно, очень важно — увидеть впервые свою пьесу на сцене. Но и для зрителей это стало частью таинства финальных поклонов после спектакля, заставившего их плакать и молиться об окончании этой затянувшейся, преступной и бессмысленной войны.

MAKE LOVE NOT WAR

Это история о том, как на нейтральной территории встретились четверо военных: двое со стороны Украины и двое со стороны ДНР. Каждой группе отдан приказ отремонтировать задетый снарядом деревенский дом, где живет беременная женщина Мария. Теперь «украм» и «сепарам» семь дней предстоит жить и работать вместе, а это время — достаточное для сотворения мира.

Пространство спектакля Олега Липовецкого — реальное воплощение реплики одного из персонажей: «Знаешь, я раньше думал, гражданская война — это когда встает вся страна: половина за красных, половина за белых. Кто кого. Чья правда — тот и победит. А выходит, народ на трибунах сидит и смотрит, как две команды друг друга мочат. Будто бои без правил. Или футбол: „Шахтер“ — „Динамо“… Ждут тупо, чья возьмет. А реально — всем пофиг!»

Участок с домом Марии в спектакле Липовецкого — небольшая площадка, с двух сторон огражденная платформами с местами для зрителей, которые понимают, что смотрят спектакль либо с донецкой, либо с украинской стороны. Но есть ли разница, если все мы находимся в одном пространстве и наблюдаем за тем, как мальчишки готовы поубивать друг друга только потому, что те, другие, оказались напротив? На сцене нет ничего, кроме табурета, нескольких ведер, запутанного каната и яблок, выложенных в неровную линию — границу между противниками, которую хозяйка сразу же убирает.

Виктор Жлудов (Че Гевара).
Фото Виктора Дмитриева.

Когда между героями возникают приятельские отношения, они длинными тросами, пристегнутыми к снаряжению, притягивают зрительские платформы друг к другу (настоящий силовой экстрим), а потом оттаскивают их в разные стороны. От нас здесь ничего не зависит, мы смотрим и не вмешиваемся — все, как в реальности.

Персонажей пьесы зовут Ной, Ахилл, Шумахер и Че Гевара — герои из разных культур и разных времен столкнулись на войне, которая касается всех, но воспринимается как нечто далекое, из другого мира. Четверых мужчин попарно можно разделить на людей мира и людей войны, что уже ясно из их прозвищ. Ной и Шумахер пошли на войну, потому что не могли иначе, но они все время вспоминают о прошлом и думают о доме. Ной Александра Полякова — художник, идеалист, романтик (на гражданке он зарабатывал тем, что рисовал корабли), и никакая война не может отнять у него жажды справедливости и желания любви, первой, сильной, большой. Этот рассудительный парень знает, как построить дом, и вообще, как все должно быть устроено, и первым идет к украинцам, чтобы договориться, а при встрече с Марией превращается в застенчивого мальчишку — трогательно краснеет, подбирая правильные слова, а потом, ближе к финалу, смущаясь, протягивает ей альбом со своими рисунками.

Михаил Селезнев (Ахилл), Камиль Кунгуров (Шумахер).
Фото Виктора Дмитриева.

Юлия Новикова играет героиню приветливой молодой женщиной с обезоруживающей улыбкой. Несмотря на свое положение, она выглядит легкой и легко справляется с заботами (рассказывает, что живет без связи и без света, и кажется, что только так и можно жить), и ничего не боится, разве лишь того, что ее корова не сможет родить. Ее дом — затерянная земля, оторванная от большого мира, покинутая людьми, и здесь должен появиться новый человек, который не пойдет воевать. Мария знает больше других: она видит прошлое, предсказывает будущее (или же просто утешает мужчин, внушая им, что все будет хорошо), и все это, между прочим, с детской непосредственностью, как будто ничего необычного в этом нет.

Шумахер (Камиль Кунгуров), или Шуми, как его зовут товарищи, — упитанный деревенский мужичок, который смешно «гэкает» и «шокает» на украинский манер. Он вспоминает «жiнку», детей, скотину, и совершенно непонятно, как его занесло на войну: раньше он гонял длинномеры в Польшу, а теперь водит фургон с табличкой «Груз 200». Шуми здесь самый взрослый и самый спокойный. Он не вступает в конфликт, не лезет в драку, а, напротив, все время разнимает разгоряченных соратников. Шуми у Кунгурова мягкий, добрый, по-домашнему уютный: его хочется обнять как большого плюшевого медведя, и уберечь от всевозможных ужасов, с которыми он может столкнуться.

Ахилл и Че Гевара — люди войны. Ими движет желание отомстить за смерть друзей. Во время прощания Че Гевара прячет мину в рюкзак Ноя, ее находит Ахилл и перекладывает в рюкзак Шумахера: они готовы на все и не пощадят даже тех, с кем ели из одного котла, потому что в любви и на войне все средства хороши. В спектакле Липовецкого роль Че Гевары исполняют два артиста в разных составах. От героя Дениса Казанцева не ждешь, что он способен поступить вот так, по-предательски, потому что этот крепкий, сбитый парень выглядит обаятельным добряком. Сложно зафиксировать момент, когда в нем происходит перемена — даже кажется, что Ахилл обманывает Ноя и ведет двойную игру. Че Гевара Виктора Жлудова — другое дело. Его взгляд с веселым прищуром и брови, скачущие туда-сюда, выдают в нем человека, который не открывается полностью и действует в своих интересах. В обоих случаях герой увлечен революционными идеями, но поскольку артисты разного возраста, кажется, что для персонажа Казанцева, накопившего жизненный опыт, книга Че, которую он носит с собой, — это раз и навсегда выбранная позиция. Он наизусть знает, что в ней написано, и повторяет отрывки. Герой Жлудова — парень, который недавно прочитал книгу, вдохновился и хочет этой «религии» для всех. Когда Ной отказывается от книги, которую Че Гевара дарит ему перед тем, как они разойдутся в разные стороны, это становится поводом для конфликта. Герой Жлудова следует логике: раз не берешь, значит, не уважаешь, раз ты не со мной, значит, против меня, и тогда получай мину в рюкзак. Но Ахилл меняет правила игры.

Сцена из спектакля.
Фото Виктора Дмитриева.

«Перемирие» Липовецкого — актерский спектакль, где все строится на работе исполнителей. Для меня открытием стал напористый, бесцеремонный, расхлябанный Ахилл в исполнении Михаила Селезнева. Среди остальных это самый неприятный персонаж. Он из тех людей, с которыми боишься столкнуться на улице: если он чего-то захочет, то пойдет на все, чтобы это заполучить. Ахилл воспитан войной (мы ничего не знаем о том, как он жил прежде), но когда он рассказывает о погибшем друге, которого люди разорвали на части, привязав руки к дереву, а ноги к машине, в нем чувствуется столько боли, звенящей и оглушающей, что вместе с ним делаешься беззащитным, оголенным перед миром. Даже тот, кто рожден воевать, изо всех сил ненавидит войну, потому что она НИКОМУ НЕ НУЖНА.

Комментарии (2)

  1. Яков

    Я хотел добавить несколько строк к образу автора пьесы Алексея Куралех.Он практически вырос как личность у меня на глазах.Все это происходило в Донецке. В многострадальном городе где родился и вырос автор пьесы и волей судбы выпала такая трагическая роль.Где жили и живут люди с очень разными путями появившиеся в этом городеЭто сплав людей которых Родина в прошлом СССР призвала после окончания Великой Отеччественной Войны востанавлмвать город разрушенный войной до тла.Вот он и есть один из них-Алексей Куралех- моложе меня на много лет с родителями которыми я много лет дружил.Алексей в столь сложное врямя сумел сохранить в себе внутреннею чистоту необыкновенную порядочность и цельность.переживаюший за окружаюших его людей.И как пример в условиях войны взявшийся вырастить девочку погибших ее родителей.Редко скромный человек иочень трезво оцениваюший то что происходит вокруг негоюНикогда не нарушаюший заветы своих предков.И не удивительно что он сумел создать такую правдивую картину о происходяшем на Украине и видешем решение проблемы токим образом. С уважением!

  2. Яков

    Извените за ошибки и отсутствие запятых по причине отсутствия их в клавиатуре! Еше раз с ув.Яков. Город Бостон.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога