Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

16 мая 2020

ОБЕРНИСЬ ВО ГНЕВЕ

«9 движений». Rimini Protokoll.
Мобильный Художественный Театр, «Импресарио».

Мобильный Художественный Театр и «Импресарио» (независимая театральная компания Фёдора Елютина) представили русскую версию спектакля Штефана Кэги и Rimini Protokoll «9 движений».

Спектакль идет всего 7 минут, актер Петр Скворцов достаточно ровным голосом дает вам указания, что делать, куда встать, на что посмотреть и что представить. В основном представлять надо обычные вещи — заглянуть внутрь себя, расширить пространство. Следуя указаниям, вы успеете постоять у окна, взглянуть сверху на комнату, выйти за дверь и обернуться. Оборотничество здесь важнее всего остального. Если у вас не получилось обернуться и взглянуть на пространство так, как будто вы там никогда не были, то все напрасно.

Первое представление спектакля шло в zoom, где сначала мы все собрались, послушали музыку, обменялись приветствиями, увидели всех тех, у кого были включены камеры, и даже услышали тех, кто не отключил микрофон; нервно перешли по ссылкам, сбиваясь с пути и возвращаясь в zoom-чат, чтобы узнать, что у многих не получилось; успокоились, закачали приложение; и наконец услышали долгожданное приветствие «МХТ», но теперь (может и раньше так было, но внимание не обращала) с легким акцентом — «спектакль начнется сразу после третьего звонка» — и отправились в мини-путешествие.

Очень легко согласиться и впустить в свое воображение эти указания: «представьте себя мячиком», «взгляните на себя сверху», «увидьте свои привычные движения, как на быстрой перемотке». Воображение работает: я с удовольствием расширяю пространство за счет коридора, в котором и так невыносимо тесно, потому что я и соседка припарковали здесь свои велики; а во дворе легко представляю концерт, который каждое лето и так устраивают жители, потому что в комнатах невыносимая духота и все окна нараспашку, так что ты слышишь даже о чем они шепчутся возле плиты. Все эти вещи привычны, обыкновенны. Даже попытка взглянуть на входную дверь, обернуться и зайти в свою квартиру, как в чужую, для меня — рутина: я никогда не знаю, что соседи оставят в коридоре или куда запинают мои тапочки. Я всегда вхожу на новую территорию.

Но я так же легко представила себе, как все пятьсот с лишним участников пристально вглядываются внутрь себя через горло, или оборачиваются на собственную дверь, выскочив за порог в тапочках на босу ногу, или лежат на полу и рассматривают комок пыли. Это весело. Сопричастность с еще кучей людей не получится, если спектакль будет просто очередным аудиогидом на странице создателей. Наверное, появится какое-то другое ощущение. Не одномоментности происходящего с кем-то еще, а постоянства. Постоянство возможности отстраниться и увидеть собственный дом с разных точек: сверху — взобравшись на стул, снизу — лежа на полу. Перемена не только взгляда, но и отношения к пространству. Попытка очередной раз вписать себя в набивший оскомину ландшафт комнаты и смириться с его неизменностью. Или действительно увидеть все по-другому.

Возможно, кому-то требуется больше времени войти в состояние, и должна быть подготовка к спектаклю: как и раньше, надо собраться и «пойти» в театр. Понятно, что в условиях самоизоляции, сидя дома, действие «пойти» должно заключаться в чем-то другом. Возможно, подготовка может заключаться в представлении и благодарностях всех и вся, перечислении причастных к проекту, как на конференции в zoom, где первоначально показали спектакль. Возможно, идеальные технические условия сделали ли бы мое участие в спектакле более полноценным. Zoom-спектакли слишком зависят от качества сигнала твоего провайдера.

Как написала моя коллега, «слишком много условий надо соблюсти, чтобы что-то случилось». Кому-то надо «разбудить» внутреннего ребенка, крепко спящего в повседневных заботах, для кого-то это динамичная медитация, даже слишком динамичная. За семь минут мы не всегда успеваем даже переключиться на то, что уже делаем. Идея расширения пространства посредством мысли и воображения может быть обернута в огромное количество слов и действий, а значит и времени. Но режиссер почему-то решил, что 7 минут и 9 движений будет достаточно. Эта краткость и сосредотачивает тебя, и расслабляет, можно не успеть отнестись к происходящему серьезно. Это же не «4.33» тишины, названные музыкальной пьесой для вольного состава инструментов. Это всего лишь аудиотур в 9 движений, которые надо представить.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога