Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

11 ноября 2012

НИЖИНСКИЙ ВЕРНУЛСЯ В ПЕТЕРБУРГ

В Театральном музее на площади Островского, 6 открылась выставка «Вацлав Нижинский и Джон Ноймайер».

Легендарный танцовщик и хореограф Вацлав Нижинский покинул Петербург в 1912 году, но всегда мечтал о том, чтобы вернуться в город, где он впервые обрел славу. Спустя сто лет он «возвращается» в Петербург благодаря выдающемуся балетмейстеру Джону Ноймайеру.

На выставке, которая открыла III фестиваль «Дягилев P. S.», представлены экспонаты из персональной коллекции Ноймайера. Собрание уникально — это одна из крупнейших частных зарубежных коллекций, связанных с русским театральным искусством и одна из тех немногих, что посвящены отдельной личности.

Встреча двух гениев, Вацлава Нижинского и Джона Ноймайера, произошла давно и случайно. Ноймайер — знаменитый хореограф, художественный руководитель Гамбургского балета, еще в раннем детстве увлекся танцем. В библиотеке небольшого американского городка Милуоки, где он родился, ему удалось найти всего несколько книг о балете, среди которых была «Трагедия Нижинского» Анатолия Бурмана. Балетмейстер признается, что само слово «трагедия» пробудило в нем интерес «к романтической драме и року». Знакомство с легендой русского балета Нижинским — солистом Мариинского театра, звездой дягилевской балетной труппы, феерически быстро завоевавшим мировую славу и трагически окончившим свои дни, стало поворотной точкой в жизни Ноймайера. Он даже создал собственные версии прославленных балетов Нижинского, в которых переосмысляет его творчество.

Ноймайер уже долгие годы собирает реликвии, связанные с именем Нижинского — для него по-настоящему дорог каждый экспонат, вне зависимости от его реальной стоимости. У каждого из объектов своя история. Так, одна из двух сохранившихся свадебных фотографий Нижинского, представляющих особую ценность, оказалась в коллекции абсолютно случайно. На одном из аукционов Ноймаер приобрел коробку с вещами, некогда принадлежавшими великому танцовщику — никто из покупателей не обратил на нее внимания. Хореограф сам не считал эту покупку удачной, но лишь до тех пор, пока не обнаружил среди старых бумаг заветную фотографию.

Рисунок Нижинского

Значительную часть коллекции составляют рисунки руки самого Нижинского, которыми Ноймайер особенно дорожит. Его абстрактные зарисовки 10-ых годов — это геометрические формы, арки, сегменты. Нервное напряжение линий говорит о трагическом мировидение автора.

Еще одна часть собрания — портреты Нижинского и эскизы разных мастеров к его спектаклям. Особая гордость кураторов — карандашные наброски Модильяни и Климта — легкие, невесомые. Не менее интересны работы Жана Кокто — в гротескных, карикатурных зарисовках запечатлены комичные сценки из закулисной жизни танцовщика. К примеру, в одной из них Нижинский, расположившись перед гримерным зеркалом, припудривается перед выходом на сцену, а позади него, оперевшись на трость, сидит усталый Стравинский, будто одежда ему тяжела. В другом цикле рисунков — совершенно иной образ великого танцовщика: Нижинский на сцене, замерший в величественных позах. Также представлены работы двух зачинателей стиля арт-деко — французов Жоржа Барбье и Жоржа Лепапа. Барбье изобразил танцовщика в его коронном образе Фавна в технике, стилизованной под краснофигурную вазопись, потому что на создание знаменитого балета «Послеполуденный отдых фавна» Нижинского вдохновила античная расписная керамика — хореографию он построил на профильных позах, заимствованных из рисунков с амфор. На картине Лепапа, выполненной в теплых, пряных тонах, воспроизведена сцена из балета «Шехерезада»: Нижинский в пестрых восточных одеждах, застывший в манерной, изломанной позе. Крупнейший немецкий экспрессионист Макст Пехштейн в своей монохромной картине, выполненной акварелью, запечатлел сцену из балета «Карнавал» — выход Нижинского и Красавиной. Арлекин, облаченный в традиционное трико с ромбами, приближается к Коломбине, одетой в роскошное платье с кринолином, а она отстраняется от него.

Еще на выставке представлены эскизы костюмов и декораций к балетам «Павильон Армиды», «Тиль Уленшпигель» и другим постановкам. Один из самых ярких экспонатов — скандально известный костюм Нижинского, в котором он исполнял партию Призрака Розы в балете «Видение Розы», предоставленный музеем Вагановской академии.

Также можно увидеть и фотографии самого Ноймайера, запечатленного в работе над постановками, на которые его вдохновил Нижинский.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога