«Волшебная гора». Т. Манн.
«Электротеатр Станиславский».
Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.
В замкнутом пространстве — мужчина и женщина. Она корчится от кашля, он читает. Это может продолжаться сколь угодно долго: как длительная смерть или бесконечное ее ожидание.
Как сделать так, чтобы кашляющий осенний зритель работал на концепцию, а не разрушал слишком тонкую структуру твоего сценического повествования, не портил атмосферу и не мешал артистам? Как обернуть болезнь в театр? Как превратить любой звук, исходящий от зала, в сбивчивое дыхание смерти? Сделай так, чтобы твой зритель работал на тебя. Кашлял на тебя.
В «Электротеатре» Константин Богомолов создал одну из своих самых честных и лучших работ. Единственное, в чем здесь заключается ее ловкое и игривое лукавство, — это кашель. Обычно ему удается разоблачить сидящего в партере зрителя так, что тот даже не обнаружит, что разоблачен, и происходит это с помощью высказывания, дерзко с ног на голову перевернутого кичем. В этой работе режиссер использует предлагаемые ему обстоятельства, и даже переворачивать тут ничего не приходится. «Волшебная гора» — наиболее прямая и откровенная богомоловская провокация. Он задает партитуру кашля и дает зрителю свободу спокойно в эту партитуру вписаться. Зритель становится логичной составляющей этого агонизирующе харкающего высказывания. Это абсолютная игра, без высокомерия и назидательности, тут все равны в своем бронхите и в стремительном движении к подножию горы, с которой у Томаса Манна скатывали на санях трупы. Кашлять можно минут сорок совершенно спокойно и без перерыва, пока в ржавом бункере где-то на Волшебной горе кашляет Елена Морозова, а Константин Богомолов мерно перелистывает страницы.
От Томаса Манна тут ничего, кроме ощущения перманентного гниения и уверенности, что смерть разлита ржавчиной по стенам этого металлического гроба (пространства, в который раз так точно найденного Ларисой Ломакиной). Название только задает координаты, дальше режиссер и зритель абсолютно свободны передвигаться в их системе по своему усмотрению. Ганс Касторп, Сеттембрини, эстетствующие пациенты, завернутые в пледы и измеряющие температуру на террасах санатория, с каждым днем все более близкие к смерти, остаются за кадром, только в воспаленной памяти занятого своими бронхами зрителя. Структура сценического текста при своей выверенности достаточно вольна: как вальяжно философствуют где-то на вершине мира герои «Волшебной горы», медленно тлея в этом морозном воздухе на протяжении сотен страниц, так неспешно Богомолов разворачивает свое смертоносное повествование, занимающее не более часа и десяти минут. Длительный кашляющий пролог — путь к созданию концептуального концентрата. Минуты попыток восстановить дыхание перебиваются стихами Заболоцкого, Шаламова и Некрасова: после очередного приступа Елена Морозова (а в этом спектакле, насквозь перформативном, героиню хочется называть лишь именем актрисы) выходит из бункера на авансцену и, бесстрастно интонируя, читает стихи о задыхающихся временах года, мерно чеканя свое и наше время.
Все молчит: зверье, и птицы,
И сама весна.
Словно вышла из больницы —
Так бледна она.
В пожелтевшем, прошлогоднем
Травяном тряпье
Приползла в одном исподнем,
Порванном белье.
Из ее опухших десен
Выступает кровь.
Сколько было этих весен,
Сколько будет вновь?
При зашкаливающем количестве бацилл пространство этого спектакля абсолютно стерильно, как стерилен был варшавский «Лед» по роману Владимира Сорокина или же «Мой папа Агамемнон», поставленный в Вильнюсе. Некоторые тексты «Горы» взяты режиссером из его работы «Мой бластер разрядился» — спектакле, созданном в Лиепае. «Волшебная гора» — это такой заморский Богомолов, квинтэссенция, заботливо собранная для нас где-то за горами, за морями и кладбищами. Мысль в своем максимально смелом и стерильном воплощении, не нуждающаяся в зрительском одобрении и равнодушная к его хамству, хохоту и едким аплодисментам.
Второй частью спектакля становятся тексты авторства Константина Богомолова, произносимые по очереди то им, то Еленой Морозовой. Как старуха приняла опухоль за беременность, а врачи добродушно не стали ее переубеждать, дабы скончалась в радости. Как женщина, посчитавшая, что уподобляется Янушу Корчаку, сожгла детей в запертом доме, дабы сократить их путь к долгожданной смерти. Клиентка, уверяющая риелтора, что вид на кладбище — то же, что и вид на море, только на кладбище лучше. Вот и спектакль Богомолова — это состояние или умиротворенного, или саркастического созерцания. То ли вид на море, то ли на кладбище, и здесь одно другого действительно лучше. Хотя в этой московской работе море вдруг побеждает.
+100! Хочется добавить о музыке! Она окутывает весь спектакль, точнее проникает! Проникает в тебя! Это что- то потусторонее! До сих пор не покидает ощущение причастности ко всему, происходящему на сцене, именно посредством музыки. Спасибо КБ…