Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

23 января 2011

«НЕ МОГУ НАПИТЬСЯ С НЕПРИЯТНЫМИ ЛЮДЬМИ…»

Седьмой Володинский фестиваль «Пять вечеров» объявил программу

На стенках и заборах, а также в театральных кассах Петербурга появились афиши Седьмого фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина. Он пройдет с 5 по 10 февраля. Нынче не пять вечеров, а шесть, не влезла программа в пять, все начнется с «нулевого», а закончится, как всегда, в день рождения Александра Моисеевича: с утра все желающие могут поехать в Комарово, превратить володинскую могилу в клумбу из живых цветов, а вечером посмотреть закрытие фестиваля и замечательный спектакль Алексея Паперного «Река» — подарок, которому Володин наверняка был бы рад.

Словом, мы приглашаем всех на фестиваль, убедительно просим обращаться в театральные кассы города и кассу БТК (+7 812 273-66-72), а также на сайт www.volodin-fest.ru, где опубликована программа фестиваля.

«Блондинка».
Фото — Татьяна Иванова

«Фабричная девчонка».
Фото из архива Драматического театра (Черемхово)

«Старший сын». Театр «Мастерская» (СПб).
Фото — Дарья Пичугина

«Уйди-уйди».
Фото из архива Драматического театра им. М. Горького

«Печальная история одной пары».
Фото из архива Центра им. Вс. Мейерхольда

«Почти взаправду» (РАМТ).
Фото — Сергей Печенкин

«Ежик и медвежонок. Диалоги».
Фото из архива Центра им. Вс. Мейерхольда

«Река». Театр «Мастерская» (Москва).
Фото — Эрика Беккер

«Видимая сторона жизни». Театр «На Спасской».
Фото — Сергей Бровко

На афише стоит штемпельная печать: «Володин и володинское». «Пять вечеров» этого года продолжают традицию, заложенную на Втором фестивале. Тогда программа тоже носила подзаголовок «Володин и володинское». Как и тогда, программу нынешнего фестиваля составили не только спектакли по пьесам Александра Моисеевича.

Что такое «володинское»? Это определенное настроение, отношение к человеку, это нравственные координаты, ни с чем не перепутанные понятия о добре, зле, порядочности, справедливости, свободе личности…

Конечно, в афише фестиваля есть спектакли по пьесам Володина («Блондинка» Санкт-Петербургского Молодежного Центра «МИГ» и «Фабричная девчонка» из далекого иркутского города Черемхово). Первый спектакль уже многим известен, еще на лаборатории ON.Театр — 2010 стало понятно, что режиссер Екатерина Максимова поймала володинский ветерок и пустила свою героиню лететь из 70-х в 2000-е. Второй спектакль стоит посмотреть потому, что «уходящая натура» пьес Володина и реальная уходящая натура маленького сибирского городка совпали. Иногда вообще возникает ощущение, что Володина могут играть только в провинции. Там еще другие люди и другие глаза.

Но, кроме того, на фестивале собраны спектакли, где слышны володинские ноты. Пусть не все, но какие-то. Мы хотим расслышать «володинское» в современном театре, в нынешней жизни. У Володина нет прямых продолжателей, «володинское» высвечивается «то там, то сям», каждый из представленных спектаклей — одна из его граней, а все вместе они складывают современное «володинское пространство».

«Старший сын» по Александру Вампилову только что возникшего питерского театра «Мастерская» — поклон поколению Сарафановых, всю жизнь сочинявшему ораторию «Все люди братья». К этому поколению принадлежал А. М. Володин.

«Уйди-уйди» Николая Коляды в исполнении уникального театра из Кудымкара — о трагизме и нелепости жизни. Володинское.

«Печальная история одной пары» — пластический спектакль Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва), в котором вчерашние студенты по-своему рассказывают о том, о чем столько раз писал Володин — о печальных историях не одной пары…

Володинская тоска неожиданно прорастает там, где не ждешь: в прелестных детских спектаклях «Почти взаправду» РАМТа (Москва) и «Ежик и медвежонок. Диалоги» (Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва) звери испытывают «все наши комплексы», шепчут «Я скучаю по тебе» и ищут близкую, понимающую душу.

В спектакле Алексея Паперного «Река» шляпа летает, верба поет, а еще в этом спектакле есть любовь, одиночество, кошка, арбуз и путешествие на плоту — поэтический мир нелепой человеческой жизни.

Алексей Паперный — музыкант, актер, но главное — поэт. Поэтическая сторона володинского мира — одна из главных в программе нынешнего фестиваля. «Видимая сторона жизни» (Театр «На Спасской», Киров) — моноспектакль по стихам Елены Шварц, не только выдающегося поэта, но и дочери завлита БДТ Дины Шварц, человека, без которого Володин не представлял своей театральной судьбы. И жизнь Лены Шварц проходила «на фоне Володина».

Володин не считал себя поэтом, стеснялся, стыдился, Боже сохрани пиарить себя. Но поэтом был. Что такое поэт сегодня? Этому посвящен вечер гостя фестиваля Веры Полозковой, чьи стихи сегодня так популярны в сети. После ее выступления наверняка развернется дискуссия «о месте поэта в рабочем строю».

Как всегда, в программе фестиваля не только спектакли, но и их обсуждения, выпуск студенческой газеты «Проба пера», конференция молодых режиссеров «Володин и современный театр», первые читки новых пьес. В дни фестиваля Театр на Литейном сыграет премьеру спектакля «Самый легкий способ бросить курить» по пьесе Михаила Дурненкова, впервые прочитанной на Шестом Володинском фестивале.

Есть и новое — квартирники. После спектаклей театральные Мастерские Вениамина Фильштинского, Григория Козлова, Руслана Кудашова и Олега Кудряшова будут собирать гостей фестиваля в своих аудиториях: молодые актеры и режиссеры впустят гостей фестиваля в мир своего, домашнего «володинского» — за чашкой чая.

В первую же фестивальную ночь пройдет и «Ночь кино» — молодежная стилизованная вечеринка, на которой будут крутить старые володинские фильмы и слушать музыку перед «сеансами».

Программу этого фестиваля формировали молодые петербургские театроведы, это в значительной степени их, студентов, выросших на Володинских фестивалях разных лет взгляд на вариации «володинского». Они объехали немало российских городов, было отсмотрено много спектаклей и выбраны именно эти. А фойе оформят московские студенты — ученики Дмитрия Крымова. Даже легендарная Клава нынче помолодеет.

На программе этого фестиваля стоит условная печать «Одобрено молодыми». Впрочем, его программа формировалась без поколенческих конфликтов. Лишь бы звучал в театре Володин, лишь бы жило «володинское»!

Александр Моисеевич Володин

Комментарии (1)

  1. лена стро

    Год назад на володинских читках звучала пьеса Ани Яблонской «Пустошь». О любви. И о том, как человек выбирает — свободу и любовь. Сегодня Аня погибла в аэропорту Домодедово. Это не был ее выбор. И это самое ужасное, что могло случиться. Память.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога