Кинорежиссер Николай Дрейден и театральный постановщик Максим Диденко взялись за развитие отечественного кинопроизводства. Авторы мюзикла «Ленька Пантелеев. Мюзикл», снискавшего большой успех у публики и критиков, решили экранизировать историю о легендарном петроградском налетчике.
Эскиз будущего фильма был презентован 23 января в пространстве «У2» на Белинского, 9, в формате арт-читки с живым музыкальным сопровождением и видеопроекцией. Дрейден и Диденко предполагают провести целый цикл подобных мероприятий под общим названием «Кинолофт.txt». Режиссеры хотят создать открытый диалог между двумя вечно спорящими видами искусства — театром и кинематографом.
Публичная читка, для театральных постановщиков давно ставшая привычной формой презентации проектов, в сфере кино особой популярностью не пользуется. Однако именно она как одна из стадий подготовительного периода способна дать новые возможности съемочной команде: формат work in progress позволяет всем участникам вносить коррективы в процесс создания фильма. Помимо этого, открытые «театрализованные» презентации сценариев, по мнению режиссеров, помогут сократить дистанцию между художником и зрителем — любой из присутствующих в зале также может принять участие в обсуждении эскиза и повлиять на его дальнейшую судьбу. Планируется, что проект «Кинолофот» будет реализован на базе «Ленфильма».
В презентации киноверсии «Леньки Пантелеева» приняли участие семь артистов, задействованные в спектакле ТЮЗа. Пригласили только Сергея Бызгу на роль отца Полины. Читка была превращена в настоящий перформанс благодаря не только усилиям артистичного музыкального трио — композитора Ивана Кушнира, аккомпанировавшего на рояле, контрабасиста и одного из актеров Сергея Азеева, скрипачки Светланы Петровой и Данилы Савина за ударными, но и визуальным экспериментам операторов Максима Дроздова и Максима Эфроса. На экране демонстрировалась авторская, надо сказать, довольно сюрреалистическая, версия будущего фильма — при помощи технологии хромакей операторы «переместили» артистов, читающих текст, в гущу революционных событий: на хроникальные кадры накладывалось изображение происходящего на сцене.
Сценарий, написанный драматургом Константином Федоровым и Николаем Дрейденом при участии Максима Диденко, во многом повторяет театральную версию. Персонажи брехтовской «Трехгрошовой оперы» помещены в реалии первых революционных лет Петрограда. Постановщики неслучайно выбрали одну из самых «театральных» эпох нашей истории. С этим периодом связано не только открытие Мейерхольдом биомеханики, но и такой феномен, как «театрализация жизни». Если в спектакле прослеживаются явные отсылки к мейерхольдовскому «Рогоносцу», положившему начало новой театральной эпохе, то в киносценарии возникает вполне театральная сцена захвата Зимнего (хотя это лишь кадры фильма, который смотрят «пантелеевцы», то есть фильм в фильме), монументальные массовые зрелища, развертывающиеся прямо на улицах и площадях города. Участниками одного из таких грандиозных представлений, по замыслу авторов сценария, станут обитательницы борделя на Гончарной — подруги Пантелеева.
В ремарках киносценария то и дело всплывают фамилии «отцов кинематографа» — Мельеса, Эйзенштейна и пр. По мнению Николая Дрейдена, процесс формирования киноязыка в русском кинематографе завершился в 20–30-е. Вполне осознавая чрезмерную амбициозность своих намерений, режиссеры планируют заняться поиском новых актуальных форм в кино. Дрейден всерьез обеспокоен сложившейся сейчас ситуацией: сюжеты современных фильмов совершенно не затрагивают реальные, насущные проблемы (за исключением ряда артхаусных экспериментов, выходящих лишь в ограниченный прокат).
Помимо этого, постановщики надеются возродить редко встречающийся в российском кино жанр мюзикла. Предполагается, что в киноверсии будут использованы некоторые приемы эпического театра, хотя, по признанию самого Дрейдена, формальный прием, позволивший бы, к примеру, соблюсти нужную меру отстранения в кино, им еще не найден.
Пожалуй, нельзя считать обращение постановщиков «Леньки Пантелеева» к кино таким уж неожиданным. Ситуация будто бы обратна той, которая сформировалась в 20-е годы прошлого века. Тогда театральные режиссеры на время (а некоторые и навсегда) оставляли подмостки, упиваясь новорожденным искусством, недостижимой для театра красотой кинематографических скоростей. Теперь, спустя почти столетие, в обновлении нуждается индустрия кино, и за свершение революции в этой области берутся театральные режиссеры: Диденко c Дрейденом, а еще Вырыпаев, Адасинский…
Если бы Евгений Крылатов написал только одну песню ╚Прекрасное далеко╩, то уже стал бы классиком при жизни. Но он подарил народу и такие хиты, как ╚Лесной олень╩, ╚Ольховая сережка╩, ╚Крылатые качели╩, ╚Три белых коня╩, ╚Вжик, вжик, уноси готовенького┘╩ ≈ всего музыку более чем к 140 кинофильмам.