Петербургский театральный журнал
16+

11 сентября 2012

ЛЕЧАТ ИХ ГОГОЛЕМ

Корней Чуковский «Айболит».
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, композитор Ренат Шавалиев

«Слава, слава докторам!» — запевает хор молодых врачей в белых халатах. «Слава…» — поскрипывает в такт скрюченная старушка-медсестра с клюкой наперевес. «Слава докторам» — основная идея, интонация (внимание!) «патетической оратории для хора работников медицинских учреждений в одном действии» под названием «Айболит», которую поставил Руслан Кудашов вместе с замечательными и талантливыми людьми — от аниматоров до композиторов. Такой вот сложный музыкальный жанр для детей, полностью выдержанный, без скидок на возраст. Естественно, это история не про убеленного сединами Айболита, окруженного пушистыми хомячками и медведицами. Больше напоминает советский блокбастер «Открытая книга» — о героическом подвиге первых микробиологов в борьбе против эпидемий холеры и чумы в степях Туркестана. Особенно, если Айболит выглядит как индийский йог — с длиннющей белой бородой и босыми ногами — который лечит наложением рук. И подобный перенос смыслов, та свобода, которую позволяет себе режиссер, работая с классикой детской литературы… она впечатляет.

Сцена из спектакля.
Фото — из архива театра

Вот мультяшный самолет летит по белому полотнищу и скидывает на землю несколько ящиков. Десант запущен. Из ящиков вылезет толпа врачей и начинает «лечить» музыкой. Руслан Кудашов не в первый раз свободно соединяет в одном пространстве людей, теневой театр, плоские, шарнирные куклы, но, Боже, как же это красиво. Какая-то чрезмерная красота в том, как выдержана черно-белая гамма спектакля — эти вертикальные полотна с лаконичным геометрическим орнаментом, белые халаты хора врачей, полупрозрачные серые тени животных, черные, огромные, вырезанные из картона волны и горы, микробы в человеческий рост, больше похожие на черные африканские маски смерти с загадочным сложным белым узором. Утонченность европейского дизайна, иногда подкрашенная яркими пятнами ультрафиолета африканских джунглей (художественное оформление — Руслан Кудашов).

Удивительно, как драматизм и патетика этого сочинения высекаются из детского сюжета, подложенного под сочиненную музыкальную историю. Это — еще одно путешествие — от героических мотивов будто советской патетической симфонии до африканских тамтамов и расслабленного рэгги (композитор этого волшебства Ренат Шавалиев, музыкальное оформление спектакля — Владимир Бычковский). Дети увлечены этой музыкой, откликаются на ее развитие, напряженно следят за борьбой Айболита против огромных микробов, смеются и пританцовывают, когда группа товарищей в белых халатах пускается в пляс. И непонимающе оборачиваются на странного взрослого, который хохочет от того, что ему на фразе «и лечит их гоголем, лечит их моголем, гоголем-гоголем» показывают портрет Гоголя. Но это и правда — очень смешно.

Сцена из спектакля.
Фото — из архива театра

Здесь вообще произведена тонкая работа с детским сознанием. Вместо толп плюшевых бегемотиков, страусят и тигров основными действующими лицами стали врачи. Работа молодых актеров БТК безупречна в этом едином, коллективном сочинении. Здесь даже Айболит не сильно выделяется из команды в белых халатах. Каждый из них — оригинален (усатая «девушка», игриво раскидывающая по плечам длинные волосы своего парика — выше всяких похвал), но вместе — они сила. Есть какая-то убедительная мощь в этом спектакле, наполненном иронией, шутками для взрослых, и вместе с тем — цельном по идее и интонации. Как странно, что работа над созданием героических мифов сместилась в область детского театра. Только он оказывается свободен от двойных стандартов этого мира. Здесь, и правда, — врачи — герои. Вылечили, сели в самолет, полетели дальше. Земля большая, дети и звери болеют часто. Прилетай, Айболит. Прилетай.

Комментарии (3)

  1. маргарита

    Отдельное спасибо Ренату Шавалиеву! Потрясающая музыка! Спасибо!

  2. Стася

    А вот мы с детьми остались очень-очень довольны!!! Кудашовская трупа как всегда с лихвой оправдала наши ожидания. Удивило только, что в афише на “билетере” написано “возраст от 4 лет” – мы засомневались, стоит ли со своими 9-летними коровами идти… Но здравый смысл победил – мы сходили. Дети смотрели, открыв рты, не отрываясь, увлеченные необычным сочетанием пантомимы и мультипликации. Взрослые: смеялись от души; предвкушали, чем же еще их сегодня удивят; смахивали слезу.

    Спасибо Вам большое, ребята!

  3. Вершовская

    Как интересно! Похоже, что мне, как всегда, показали другой спектакль… Врачебный консилиум под управлением Р.Р.Кудашова в очередной раз ланцетом вскрыл как общие проблемы современного театра кукол, так и проблемы БТК…
    Во-первых и в главных. Безадресность. Как ни крути, но если ты делаешь спектакль для детей, то нужно учитывать множество деталей, помимо взятого литературного материала. Я долго пыталась понять, для какого возраста будет целиком и полностью интересен этот спектакль, кто в состоянии оценить все нюансы. В конце-концов поняла – студенты театральных ВУЗов, педагоги, критики и некоторые родители. Вот адресная группа. Подготовленная, разогретая, которая понимает, что такое “групповой этюд наблюдения за людьми” – задание первого курса, основной прием спектакля. Про актеров вроде ничего плохого не скажешь – хорошо поют хором и по голосам, старательно исполняют наноэтюдики характеров. Мило, свежо, по-студенчески…Стоп! По-студенчески? Но ведь ребята уже далеко не студенты, они законная труппа театра. Однако, помимо микрозарисовок на 20 секунд сценического времени, индивидуальных работ что-то не видно.
    Неудобно получилось с композитором – Ренат Шавалиев наверное написал вокальные партии и некоторые музыкальные куски, но в афише он значится как композитор спектакля. А кроме оригинальной музыки там много и подбора. Так что если верить афише, получается что и Тибетское танго Ренат написал и Паскаль Комелад – его второе имя…Тут претензии скорее к составителям афиши, невольно вводящим зрителя в заблуждение.
    Еще одна особенность – бескуколье. Да, там нет “плюшевых зверушек” Там есть эпизодические черно-белые куски пластика, теневые и открытые, выполненные в форме зверей и африканских масок, которые мучительно мешают молодым артистам, показываются на секунды и очень похожи на отмазку. Не буду цитировать М.М.Королева, но замечу, что, например, РАМТовское одеяло из “Кота, который гулял сам по себе” гораздо ближе к условности театра кукол и необходимее на сцене, чем, например, огромная пластиковая зайчиха (вынесли, подержали в руках, петь мешает, унесли) или плоский бегемот на роликовой доске (вывезли, поговорили за ним, увезли).
    Еще одна не лучшая традиция унаследована уже от “старорежимного БТК” – бессюжетность. Сюжет есть в литературном материале, из него не выкинуто ни строчки, но он погребен под немыслимым количеством фишечек, мулечек, приемчиков, которые хороши сами по себе, но … Когда первые четыре строчки разыгрываются 15 минут сценического времени, устаешь ждать, где же добрый доктор и когда же он уже наконец придет??? А потом как будто время поджимает и вообще надоело, включается ускоренная перемотка и все быстренько закругляется к хеппи-энду. Кстати, про хеппи-энд…в спектакле особо смакуется сцена-страшилка болезней. Под мрачное “Тибетское танго” увеличенные не то блохи и лямблии, не то африканские культовые маски религии вуду страшным речитативом гипнотизируют детей до гробового молчания. Кое-кто плакал от страха (в зале при мне были в основном дети от 4 до 7-8 лет). И общая детская реакция – вслух, из разных концов зала :”Они умерли?!” когда обессиленные в борьбе доктора рухнули всем скопом на пол. И уже не поднимает на уровень ликования финал – все вполне скромно – ну, победили…
    Очень интересно было бы узнать, какие впечатления останутся у (вроде бы) главной аудитории спектакля – у детей. О чем они будут вспоминать, о чем расскажут родителям.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога