Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

5 апреля 2013

КУКОЛЬНЫЙ ДОМ ПЕТРОВА

Г. Доницетти. «Любовный напиток».
Концертный зал Мариинского театра.
Режиссер Александр Петров, художник-постановщик Владимир Фирер.

На спектакле «Любовный напиток» в Концертном зале Мариинского сразу вспоминается, что режиссер Александр Петров — художественный руководитель детского театра. Сценическая площадка представляет собой огромный кукольный дом, раскрашенный так, будто художник окунул его в палитру всех цветов радуги. Получился спектакль-раскраска.

Действие из деревни перенесено в таверну. Время угадать сложно: при всей «историчности» костюмов, на барной стойке можно заметить, например, современный маленький вентилятор. В этом интерьере, который одновременно и экстерьер с зеленой лужайкой, разворачивается действие: жители заняты праздношатанием и сплетнями, хозяйка таверны Адина (Жанна Домбровская) — бумагами и счетами, ну а страдальческая роль Неморино (Данила Штода) таковой и осталась — Петров вручил ему в руки метлу и назначил на роль уборщика.

Сцена из спектакля.
Фото — Н. Разина.

Словно приоткрыв коробку с игрушками и заглядевшись на жизнь ее обитателей — фигурок дам и кавалеров, Александр Петров превратил и сцену в игрушечный городок. Прохаживаются местные сеньоры, туда-сюда снуют куколки в пышных платьях и шляпках, разъезжают яркие повозки, маршируют бравые солдаты, словно тоже выскочившие из кукольного сундука, — вместо пороха у них выстреливает сверкающее конфетти. Доктор Дулькамара (Андрей Серов), главный выдумщик и шарлатан в одном лице, щеголяет в ярко-фиолетовом костюме, высоченном цилиндре, а офицер Белькоре явно позаимствовал внешность у кота Базилио.

Среди всего этого кукольного великолепия и разворачивается история Неморино и Адины. Изначально драмы неразделенной любви здесь, вроде бы, и нет (или артисты ее просто не играют?): Адина не кокетка и не гордячка, ей просто банально некогда — на ее ответственности все заведение. Любовь Неморино в финале становится для нее действительно сюрпризом. Неморино, в сущности, тоже некогда, ему, кажется, вообще мало до чего есть дело — метет себе пол и метет. Пылких взглядов начальнице не посылает, глаз к небу не закатывает, к посетителям не ревнует, так что, не зная сюжета, можно решить, что основная претензия Неморино к Адине заключается в маленькой зарплате. Когда просыпается чувство, сказать сложно, но у обоих героев это происходит практически одновременно — вот они внезапно, словно поддавшись порыву, тянутся друг к другу. Просто невидимый кукловод, решив разнообразить праздно-прогулочный темп жизни итальянского городка и подбросить «событие» — влюбленных, сближает именно этих героев: фигурки кажутся выбранными из толпы чуть ли не произвольно…

Сцена из спектакля.
Фото — Н. Разина.

Режиссер, вместе с тем, отнюдь не ребенок, играющий своими персонажами, он, скорее, повзрослевший и посерьезневший человек, который случайно нашел старую коробку с игрушками. Заглянул, пересчитал оловянных солдатиков, наткнулся на офицера и доктора, перебрал жителей городка-таверны, толкнул друг к другу молодую парочку… А пока это происходит, из оркестра, как из волшебной шкатулки, звучит великолепная музыка Гаэтано Доницетти, да еще и партии исполняются вполне прилично, часто прерываясь аплодисментами. Но никаких собственных акцентов Петров не делает, каких-то посланий публике не отправляет, и от этого спектакль лишается той малости, которую композитор вложил в свою оперу за две короткие недели работы над ней, — остроумия и сатиры на романтические сказки.

Этот спектакль интересно не столько смотреть, сколько рассматривать — настолько очевидны успехи художника-постановщика и художника по свету (Владимир Фирер и Алексей Тарасов). По-кукольному оформленный, спектакль Петрова отчего-то сделался так же по-кукольному неживым и несмешным. Комические столкновения играются на удивление инертно: бродит вялый Неморино, да и Дулькамара, несмотря на свой павлиний раскрас, не особенно тратит силы, чтобы привлечь внимание. Единственный, кто действительно старается, так это Белькоре (Сергей Романов), но один в поле не воин, тем более на таком поприще, как комическая опера.

Комментарии (7)

  1. татьяна москвина

    Я видела спектакль Петрова (правда, не именно этот, а следующий, с С.Леонтьевым, а не Штодой) и не согласна ни с одним словом “критика”. Не понимаю, за что мочить в сортире лучшего оперного режиссёра России, вот никак не понимаю. Это легкий, изящный, весёлый, нарядный спектакль очень хорошего качества. Не сокрушительная победа, да. Но разве не является признаком хронического идиотизма требовать открытий и побед от каждого спектакля? Зазеркалье и Петров – повторяю, это ценность, даже драгоценность. А тексты Русиновой – нет. Получается, что деятельность ПТЖ объективно вредна – потому что унижает достойных мастеров ради каких-то непонятных претензий к искусству лиц, не производящих художественные ценности.
    Вот облили помоями ни за что Романа Смирнова. И что? Кушайте теперь Игоря Ларина, воинствующую бездарность. Получайте дырку вместо театра на Литейном. Это ВАША заслуга. ВАШИ ручки поработали. Зачем, для чего? Где цель? Как это могло способствовать продвижению великого режиссёра Дмитрия Егорова? Непонятно… Похоже, у ПТЖ просто свербит в одном месте – так, чисто по-женски…

  2. практик

    Нам простым смертным никогда не понять театроведов. Обвиняя в том что облили помоями Романа Смирнова, обливает помоями Игоря Ларина (называя его воинствующей бездарностью). Не нравится активность ПТЖ в продвижении режиссёра Егорова, сама активно продвигает режиссёра Смирнова. Даже такой наиталантливейший человек как Татьяна Москвина (при очевидной справедливости высказывания) иногда производит странное впечатление…Если это не провокация, конечно…

  3. Надежда

    Потрясающая Татьяна Москвина, настоящая. Хоть кто-то не боится говорить правду, не играет в дешевые игры, которые зачастую дорого обходятся талантливым людям. Мое почтение.

  4. Вера

    Ничего потрясающего с Москвиной не вижу, у человека отсутствует логика: где Кура, а где дом? Какая связь между театром на Литейном, режиссером Егоровым, который ходит своими тропами, и качеством текста? Если бы “ручки ПТЖ” работали, то на Литейном явно не было бы Ларина, Егоров не работал бы на Алтае и в бездомном Этюде, а процветал, к примеру, Праудин, о котором ПТЖ писал-переписал – уж как ни про кого! А что ж Москdина не ставит в вину ПТЖ возникновение Мастерской Козлова (да. поддерживали)? Противно читать, право, тролль какой-то, все смешалось в голове госпожи Москвиной, яростной поклонницы настоящего тролля Фурманова, в ручках которого (вот уж смольнинские ручки!) анекдотической волей оказался театральный Питер. Читать этот комммент отвратительно. Только беспринципность модераторов позволила ему появиться. Забаннить было – и всё! Демократы дохлые…

  5. Иван Иваныч Самовар

    Поразительно, а чего это Москвина привязалась к этому материалу робкой студентки, чтобы вылить на ПТЖ кучу дерьма?.. Неисповедимы…
    А еще по другим блогам знаю, что она нападает, а потом сама себя хвалит. Надежда – это она и есть, точно.

  6. Кое-кто из Москвы

    Думаю, следует чётко разделить следующие проблемы:
    - Роман Смирнов, Игорь Ларин, Театр на Литейном;
    - Москвина, ПТЖ, Егоров;
    - Русинова, Петров, ПТЖ.
    Если кого-то интересует МОЁ мнение, то выскажусь так: вряд ли тексты ПТЖ вредны, кого бы они ни касались…

  7. lobio

    Татьяне Москвиной
    Драгоценность ( я за точное употребление слов) не нуждается в защите. Оттого, что какой-то отдельной девушке/даме не нравится бриллиант, ну неужто он дрогнет хоть одной гранью?
    А, во-вторых, коли находится хронический идиот, бриллиант защищающий, то даже он, как мне кажется, не станет вводить в контекст фианиты, шпинель или стеклярус

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога