Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

10 июля 2020

КАЛЬКУТТА ИДЕТ К ВАМ!

«Call Cutta at Home». Премьера zoom-спектакля на фестивале «Точка доступа».
Rimini Protokoll.
Идея, текст, режиссура — Хауг/Кэги/Ветцель.

На перешедшем в онлайн фестивале «Точка доступа» выступили корифеи документального театра — группа Rimini Protokoll. Она представила свой карантинный проект — адаптированный для интернет-показа спектакль «Call Cutta in a Box». В новом варианте, созданном специально для России, он называется «Call Cutta at homе» и играется в конференции zoom, в которой могут принять участие до 20 зрителей.

Сцена из спектакля.
Фото — архив фестиваля.

В оригинале спектакль, выпущенный более 12 лет назад (он приезжал и в Москву на фестиваль NET), предназначался для одного зрителя, или скорее участника. Вы заходили в комнату, снимали трубку телефона и примерно 50 минут разговаривали с незнакомцем, который представлялся оператором колл-центра из Калькутты. Но, находясь за тысячи километров друг от друга, слово за слово вы неожиданно становились близки и готовы были сообщить собеседнику интимные подробности своей жизни.

Онлайн-версия построена по похожему принципу, только вместо устаревшего телефонного звонка используется интернет-связь. За время изоляции мы видели уже немало экспериментов с программой zoom, которую разными путями пытались приспособить под виртуальную театральную площадку. Rimini Protokoll, не изобретая велосипеда, использует ее по прямому назначению — для общения. 20 человек в формате видеоконференции знакомятся с двумя индийскими женщинами, бывшими сотрудницами колл-центров — одна находится все там же, в Калькутте, другая недавно переехала в Эстонию. Непринужденная беседа мало отличается от встреч с друзьями онлайн, уже прочно вошедших в наш карантинный обиход. Участников просят включить камеры и показать комнату, где они находятся, вид из окна, предлагают заварить себе чай и вместе потанцевать под русскую попсу («Тополиный пух, жара, июль»).

Из нехарактерных для обычной жизни действий будет лишь просьба залезть под стол и сообщить, как вы себя чувствуете в этом убежище — как в надежном укрытии или как в тесной клетке изоляции? Главная тема разговора — конечно, локдаун. Еще полгода назад мы не могли себе представить, что окажемся в одинаковых условиях и будем переживать общее чувство тревоги и подавленности всем миром. Так что реперные точки контакта без труда нашлись. Но в каждом конкретном случае поверх основной структуры беседа может пойти в своем направлении. У нас, например, завязался разговор о советском поэте Эдуарде Асадове, чье семейное фото показала одна из участниц, его внучка.

В последнем акте (всего в спектакле их пять) нам предложили лечь и подумать, что с нами будет после смерти. Эта тема всерьез интересует Штефана Кэги и Ко и подробно разрабатывалась в их проекте «Наследие. Комнаты без людей». На этот раз одна из исполнительниц подробно описала церемонию кремации в Индии, а другая призналась, что верит в идею реинкарнации. А участникам предложили выбрать, каким животным они хотели бы стать в следующей жизни. Но зрители в основном отшучивались — для погружения в такую непростую тему не хватило ни времени, ни степени доверительности, которая в компании 20 человек все же отличается от разговора тет-а-тет.

В какой-то момент мы разделились по сессионным комнатам и пытались общаться по двое, обсуждая самоизоляцию и ситуацию с ковидом в стране, но время для приватной беседы было сильно ограничено и полноценного контакта не получилось. Да и глубина проработки тем и ключевых вопросов постановки оказалась довольно поверхностной. Мы мило болтали, пили чай, но каких-то действительно острых, значимых проблем не затронули и, главное, по-настоящему не открылись, оставаясь друг для друга живыми аватарками.

Тем не менее, общий эффект коллективного видеочата оказался вполне психотерапевтическим. Увидеть новых, незнакомых людей и понять, что они чувствуют и переживают то же, что и ты, — само по себе успокоительно. Тем более, если это собеседники из другой страны. В эпоху глобализации мы все оказались в одной лодке — и в негативном, и в позитивном смысле. Мы все страдаем от непонятного вируса и мирового экономического кризиса, но можем легко общаться, не выходя из дома, и что еще важнее — находить общий язык.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога