Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

21 декабря 2020

КАК ОТКРЫТЬ СВОЙ ЮЖНЫЙ ПОЛЮС: ЛАЙФХАК ДЛЯ ДЕТЕЙ

«Полюс Амундсена».
Большой театр кукол.
Режиссер Мария Критская, художник Вера Петровская.

Спектакль «Полюс Амундсена» Марии Критской, рекомендованный для детей от пяти лет, действительно увлекает. Это не просто биографическая история открытия Руалем Амундсеном Южного полюса. Скорее, успешная попытка зарождения в зале-палатке, находящемся в фойе театра, большой мечты и постепенное проживание пути к ее воплощению.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Очаровательная наглядность — главный сценический прием спектакля. Няня (Александра Ионова) рассказывает детям (и своим, и чужим) о том, что Бог постучал о краешек суши, демонстрируя это чудо рождения земли постукиванием ложкой по строительному ведру, вымазанному в бетоне. Хитрость и непредсказуемость жребия судьбы продемонстрирована интерактивной игрой «Угадай, в каком стакане шарик», где красным шариком обозначен неоткрытый еще и столь желанный для исследователей Южный полюс, — вопреки кажущейся очевидности его местонахождения, он исчезает из-под бумажных стаканов, необъяснимым образом оказываясь в руках именно у Руаля Амундсена — Романа Бокланова.

Интерактивность — сильная сторона «Полюса Амундсена». Детям понятен и интересен сюжет, и более того — они хотят в нем действовать. Спектакль дает им эту возможность, приглашая в свой мир каждого желающего. Так, когда Амундсен набирает себе на борт команду моряков, дети занимают свои места, согласно новоприобретенному рангу, вокруг объемной модели корабля. И, довольные свои вкладом в достижения мореплавателя, возвращаются в каюты (то есть на места в зрительном зале). Вовлекаются и взрослые, правда, больше на смысловом уровне: артисты, не выходя из ролей или же находясь в пограничном состоянии двоемирия (я — роль и я — артист), заигрывают со зрителем.

Не лишен спектакль и красоты, созданной из простых вещей штрихами-образами (художник постановки Вера Петровская). Мечта героя визуально проявляется в виде кристально-ледяного небесного света, сияющего откуда-то оттуда — из-за пределов шатра-палатки (художник по свету Анастасия Кузнецова). Когда Амундсен мечтает, ветер колышет освещенную ткань так, что эта неизвестность, эта туманность очертаний и правда манит. Или соперничество героя с британцем Робертом Скоттом. Их гонка наглядно изображена неуверенными шажками Виктории Слуцкой — то правый носок, украшенный серебристыми стразами, побеждает, то левый, а движение-то единое, кто бы ни вырвался вперед, — а также отметками на маршрутной карте, нарисованной на простыне, и игрушками-моделями предметов экспедиций двух мореплавателей (художник кукол Любовь Дьяченко). У Роберта Скотта дороже и технически сложнее подготовка (паровой барк, моторные сани на гусеничном ходу, маньчжурские пони, киноаппарат), тогда как у Руаля Амундсена прочное, проверенное опытом прошлых экспедиций оборудование (судно «Фрам», беговые лыжи, умение построить иглу).

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

По этому, созданному на глазах у зрителей, макету пути становится ясно, кто победит в гонке. А вот то, что Роберт Скотт и его команда погибнут вследствие неверных решений и недостаточной подготовки к экспедиции, останется за рамками рассказа. Об этом можно только догадываться, если не знаешь истории «Терра Новы». Незачем пугать юных зрителей. В этом и сила спектакля: о сложной и противоречивой жизни ученых через изящную детскую лупу — всегда художественно.

Юмор удивлений и восторгов, неожиданных совпадений и необъяснимых расхождений. Остроумие тонких, плавно перетекающих один в другой сюжетных переходов. Постоянная смена ракурса — от предметов к артистам-исполнителям и обратно (например, встреча Амундсена с эскимосами от фигурок на карте перерастает в разыгрывание комического диалога, основанного на бартерном обмене между Амундсеном — Романом Боклановым и эскимосом — Олегом Пинжовым). Функциональное использование зала-палатки в фойе театра так, что ни один предмет, ни одна декорация не являются чисто декоративными и все работает слаженно, помогая артистам приводить в движение, казалось бы, застывшую биографию мореплавателя (художник-технолог Сергей Баранов).

Это история Руаля Амундсена. Со своей, в общем-то, драмой — человек с детства мечтал открыть Северный полюс, а оказался диаметрально противоположно своей цели. При всем видимом успехе. И одновременно это интерактивный сюжет о том, как можно рассказать его историю, про сам процесс рассказывания: мы как будто подглядываем за семейным рассказыванием и в то же время понимаем, что адрес его — зрители, мы. Выходит одновременно история про историю Амундсена, история про няню и детей и история про театр, его многослойность.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Все это наглядно видно, когда Бог-няня разматывает большую белую полосу-простыню жизни героя, изначально плотно смотанную в увесистый рулон: это долгий и наполненный разного рода препятствиями путь, который простирается от зарождения мечты к открытию Южного полюса. Это путь из, казалось бы, замкнутого, очерченного размером палатки, пространства к этому манящему, небесно-разноцветному свету полярного сияния.

Простыня разматывается, как обои, и пока до конца не размотается, герой не выходит за пределы палатки, не заканчивается его история…

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога