Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 июля 2018

И СМЕХ, И ГРЕХ

I межрегиональный фестиваль-конкурс комедий «Зрительский успех» в Красноярске

… Наконец-то я побывал на фестивале реального театра. Не путать с фестивалем «Реальный театр», ничего общего. Тот, что без кавычек, проходил не в Екатеринбурге, а в Красноярске. В самые жаркие летние дни на финише театрального сезона. Жара — не помеха аншлагам, все шесть фестивальных вечеров зрительный зал Красноярской драмы им. А. С. Пушкина был не просто полон — переполнен, неизменно были заняты даже все приставные стулья в проходах. Фестиваль, собственно, так и назывался — «Зрительский успех». I межрегиональный (то есть сибирский) фестиваль-конкурс комедий. Учредитель и организатор — Красноярская драма, генеральный партнер — крупнейшая золотодобывающая компания России «Полюс Красноярск».

Простодушная и благодарная публика этого фестиваля, как видно, и слыхом не слыхавшая о Богомолове и Волкострелове (и ни к чему ей, замечу), хотела радоваться. Сопереживать тоже была не против, но все же не так, чтобы всерьез бередили душу. Мне показалось, что в другие, нефестивальные, вечера именно эта публика составляет благодарную аудиторию многочисленных антрепризных проектов, которые Красноярск не только экспортирует, здесь есть и мощный «местный производитель»: «Отдельный театр» прекрасного актера и председателя краевого СТД Андрея Пашнина — это целая фабрика по производству антрепризных спектаклей, залы на которых всегда полны, а качество не выдерживает никакой критики. Не думаю, что главный режиссер Красноярской драмы Олег Рыбкин (он автор идеи нового фестиваля) хотел только лишь вступить в конкурентную борьбу за этих реальных зрителей, которые числом поболе и кошельком потяжелее. Разумеется, были и другие задачи: узнать, что происходит с жанром, который не только в антрепризе, но и в репертуарном театре, как никакой другой, стал жертвой халтуры и дурного вкуса, поискать на сибирских просторах комедийные образцы если и не великого искусства, то высокого ремесла, коллег посмотреть и себя показать.

С.  Линецкий (Костик) и А. Истратьков (Велюров) в спектакле «Покровские ворота».
Фото — архив фестиваля.

Себя показали так, что получили, и совершенно заслуженно, на мой взгляд, Гран-при фестиваля (прекрасные золотопромышленники добавили к статуэтке миллион). Элегическую комедию Красноярской драмы «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина в постановке Олега Рыбкина в фестивальные дни я посмотрел второй раз. Отметил, как наигрался спектакль, обрел гармонию общей атмосферы и актерского ансамбля. Никто не премьерствует грубо, но почти у каждого есть пространство для персонального бенефиса. Как радуется публика всем эскападам Маргариты Павловны (Наталья Горячева с неподражаемой интонацией умеет озвучивать самую чудовищную словесную дичь своей героини: «Ты любить не способен, как все тайные эротоманы»), как, смеясь, сочувствует элегическим страданиям Велюрова (герой Александра Истратькова не только «тоскует, как Блок», но и демонстрирует несколько занятных сценических аттракционов), дивится солнечной юности Костика (Станислав Линецкий), красоте его подружек, клетчатому наряду Орловича (Артем Рудой) и другим эксцентричным костюмам от Фагили Сельской, трамваю, мотоциклу, катку с фигуристами и снегопадом… Если не высокое искусство, то высокое ремесло, несомненно. За высоким искусством кто-то из «завербованных» фестивалем комедий зрителей, быть может, придет теперь в Красноярскую драму на спектакль Олега Рыбкина «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по Тому Стоппарду — одно из самых значительных созданий российской сцены в минувшем сезоне.

А «Зрительский успех» номер один тем временем дал понять своему зрителю, что комедия может быть источником не только для простодушного смеха и сентиментальных вздохов.

А.  Григорьев (Лопахин) в спектакле «Вишневый сад».
Фото — архив фестиваля.

Чеховский «Вишневый сад» новосибирского театра «Старый дом» в постановке Андрея Прикотенко расколол зал «Зрительского успеха»: приняли (и «одобрили») далеко не все, но и равнодушных, кажется, не осталось. Прикотенко ставит про потерянный рай старого сада и потерянные смыслы старых театральных трактовок «Вишневого сада», ищет новые смыслы, занимается деконструкцией (он это любит), клоунадой, внедряет в чеховский текст фрагменты старых переводов «Алисы в стране чудес», сделанных не только Владимиром Набоковым, но и Михаилом Чеховым (последнее, впрочем, из области предположений). Театральная шарада, головоломка, завораживающая прежде всего яростной энергией и редкой заразительностью актерского ансамбля «Старого дома». Сколько манкости и пластической грации в Раневской Ларисы Чернобаевой, бесстрашной растерянности перед жизнью в Гаеве Андрея Сенько, глубины и строгости в Варе Анны Матюшиной, витального животного простодушия в Яше Яна Латышева… В этом «Вишневом саде» нет Фирса, в покинутом доме запирают Лопахина. Анатолий Григорьев играет его как трагического героя вопреки всей клоунаде и эксцентрике спектакля, но и в параллель с ней. С яростью и непоказным отчаянием, начиная роль на очень высокой ноте и идя в какие-то горние выси трагедии. Лопахин Анатолия Григорьева — лучшая мужская роль фестиваля.

Надо сказать, что жюри под председательством Екатерины Романовны Дмитриевской наградами не разбрасывалось, их оказалось всего четыре. Кроме уже двух названных — лучшая женская роль (Дина Федоровна актрисы Олеси Казанцевой в спектакле Томской драмы «Пришел мужчина к женщине» в режиссуре Анатолия Глухова) и спецприз актерскому ансамблю спектакля Минусинской драмы «Тестостерон» (режиссер Алексей Песегов). Прямо скажем, это спектакли несколько иного уровня, чем «Покровские ворота» и «Вишневый сад», но Олеся Казанцева создала узнаваемый и яркий характер, вызвавший сочувствие и понимание зрительного зала, в большинстве своем, разумеется, женского, а мужской ансамбль «Тестостерона», разыгрываясь от сцены к сцене, довел публику до гробового хохота, почти не скатившись в дурной вкус.

О. Казанцева и В. Хрусталев в спектакле «Пришел мужчина к женщине».
Фото — архив фестиваля.

Что же до «греха», упомянутого в заголовке этих заметок, то по этому разряду проходят, пожалуй, две фестивальные постановки по высокой зарубежной классике: «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше омского театра «Галерка» (режиссер Кирилл Витько) и «Укрощение строптивой» У. Шекспира Алтайского краевого театра драмы имени В. М. Шукшина из Барнаула (режиссер Алексей Логачев). Просто беда какая-то с провинциальными (и не только) постановками по этим шедеврам: режиссеры не доверяют великому тексту, «улучшая» его какими-то не слишком внятными кунштюками, а актеры, полностью забыв о существовании полутонов и тонкостей, играет громко до боли в ушах зрителей, жирно, однообразно, выпрашивая зрительский смех исключительно «шутками» ниже пояса. В итоге все сливается в какую-то однородную крикливую сценическую массу расцветки «вырви глаз». В «Безумном дне…» был хотя бы по-настоящему брутальный Альмавива (Артем Савинов), а в «Укрощении…» только компания маловыразительных фриков, неотличимых один от другого. «Неужели это та самая Алтайская драма, где я видел „Мамашу Кураж“ Романа Феодори?» — вопрошал я. Сидевшая в зале по соседству мамаша Кураж того самого спектакля Елена Половинкина (ныне актриса Красноярского ТЮЗа) свой бывший театр не «сдала», но улыбнулась грустно.

В общем, итоги первого фестиваля комедий, что называется, неоднозначны (думаю, отчасти это объясняется тем, что собирался он в считанные месяцы, и у многих из театров, на которых надеялись организаторы, к примеру, Омской драмы или новосибирских «Красного факела» и «Глобуса», на эти сроки уже были намечены другие планы). Но очень хочется, чтобы Красноярская драма и ее партнеры (прежде всего, конечно, «Полюс Красноярск», прекрасные золотопромышленники, ходившие на фестивальные спектакли дружными компаниями и семьями) не теряли веры в начатое дело. Сама по себе идея фестиваля комедий прекрасна. Надо просто работать над ней, доводить до совершенства, и тогда реальный театр приблизится к идеальному.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога