Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Материалы блога и бумажной версии журнала не совпадают.

1 мая 2018

ИГРА В ИГРУ

Почти одновременно два камерных театра Петербурга выпустили премьеры по зарубежным книгам для детей, написанным на самом излете XX и в начале XXI века. Ни фантастических мест действия, ни космического антуража — обе повести говорят о том, что обычная жизнь неповторима, полна приключений, вкусной еды и захватывающих игр.

К современной переводной детской литературе на петербургской сцене обращаются все чаще, отчасти это спровоцировано издательством «Самокат», которое с удовольствием участвует в различных лабораторных показах, а из них потом «вырастают» спектакли. Но книгу этого издательства «Вафельное сердце» режиссеру посоветовала дочь.

«Вафельное сердце». По мотивам повести М. Парр.
Театр LUSORES на сцене театра «ОсобняК».
Режиссер Александр Савчук.

К этому спектаклю сочиняется совсем не рецензия, а рецепт и инструкция: способ приготовления спектакля и инструкция по его использованию. Не потому что он очень сложный или тяжелый. Как раз наоборот. Инструкция, впрочем, короткая: надо прийти на спектакль сытым и не знать содержания книги. Рецепт спектакля в формате «открытая читка» прост, его легко приготовить самому в домашних условиях.

Берешь вафельницу, ведерко теста, приготовленного по рецепту из книги, и печешь вафли.

Приглашаешь двух актеров, чтобы они читали избранные главы из книги.

Угощаешь всех только что испеченными вафлями.

Вот, собственно, и все.

«Вафельное сердце».
Фото — А. Оставшер.

Режиссер начинает выпекать вафли задолго до прихода зрителей и до конца спектакля занят этим делом. Запах выпечки — испытание для любого, но атмосфера обжитого и уютного мира создается моментально. Актер и актриса читают книгу по ролям. Слушая, мы в своем воображении переносимся на остров, куда попасть можно только на пароме. Актеры замечают: когда взрослый изображает ребенка — это как-то не очень. Поэтому они просто прочитают, никого не играя. Это им не всегда удается, потому что не переживать за персонажа Трилле и его подружку Лену невозможно, не подключиться к спасению Лены, зависшей на канате между домами, просто нельзя, и не попытаться скорчить рожицу в ответ на замечание взрослых о неуместном поведении не получится. Александр Кошкидько — хочет он того или нет — становится для нас Трилле, и мальчик теперь говорит его (Александра) обиженным, разгневанным или веселым голосом. Анна Прохорова, читающая за Лену, более спокойна — тихо, но неукротимо ведет свое повествование, хотя ее персонаж затевает все игры в книге, бунтует и в итоге сбегает из дома к своему лучшему другу.

Режиссер иногда комментирует то, что читают актеры. Разговор с восьмилетками, зачем нужен папа, мог стать смысловым стержнем нескольких глав, но не стал, поскольку события книги развиваются стремительно. «Все папы едят вареную капусту, иначе зачем они нужны». Это утверждение у зрителей не вызвало сомнений, и общение прервалось. Комментарий заявил о своих правах, но именно в этом конкретном спектакле потерял свое влияние. Возможно, в другом показе разговор о необходимости папы продолжился или вырос в другую тему, и веселый комментарий сопровождал весь текст книги. Иногда и на режиссера «находит», он начинает изображать некоторых персонажей: произносит их реплики разными голосами, чем всех смешит, но окончательно разрушает заявленный принцип — «не играть». Оно и понятно — играть интересней.

«Цацики идет в школу». М. Нильсон-Брэнстрем. Инсценировка А. Протас.
Театр «Суббота».
Режиссер Юлия Каландаришвили.

Другое дело — спектакль «Цацики идет в школу» в театре «Суббота». Не декларируя, как все будет, двое актеров — Станислав Демин-Левийман и Нино Бочоришвили — с удовольствием играют в главных героев книги шведской писательницы Мони Нильсон-Брэнстрем. Он — Цацики, она —Мамаша, и они вместе играют во всех остальных многочисленных персонажей повести, обозначая их любой узнаваемой деталью: усами из карандаша, галстуком, свернутым из тетрадного листа, или просто характерным звуком и жестом. Например, директор школы — это гогот из раскрытого рта и вытянутые на столе руки кистями на бок, как у куклы.

Истории о Цацики — это серия книг о шведском мальчике с греческим именем и его маме, которой нравится, чтоб ее называли Мамаша. Эскиз спектакля был показан на лаборатории фестиваля «Арлекин» в апреле прошлого года, а теперь постановка вошла в репертуар театра «Суббота». Чтобы кусочек из жизни Цацики выглядел законченным, режиссер Юлия Каландаришвили и драматург Алиса Протас вплели в сюжет некоторые факты из других книг, например, приближающиеся каникулы у отца — ловца каракатиц. Но в основном история сосредоточена на том, как Цацики пошел в школу.

«Цацики идет в школу».
Фото — М. Григорьев.

Стол, за которым сидят Цацики и Мамаша, — и есть вся декорация. Чуть сзади стоит атрибут любого школьника — огромный портфель, содержимое которого в скором времени окажется на столе: линейки, ручки, резинки, тетрадки. Они и составят реквизит спектакля. Каждый из предметов, как и актеры, играет несколько ролей. Бумажный клей, он же — помада школьной красавицы Марии Грюнваль, в которую влюблен Цацики. Станислав Демин-Левийман изображает, будто красит губы, а потом не может открыть рот, потому что эта «помада» — все же клей. Эту игру подхватывает Нино Бочоришвили, и в тот момент, когда она изображает Марию Грюнваль, ее губы с трудом расползаются в улыбке. Транспортир — это еще и трубка телефона, которую никак не удержать в руках от волнения. Тетрадный лист — и галстук, и вата для носа соседа по парте.

Игра захватывает актеров, чувства персонажа предъявлены нам в развитии, последовательно. Неизменной остается только любовь Цацики и Мамаши, их взаимная привязанность и поддержка. Цацики может долго обижаться на мать из-за того, что она убедила его, что любовь — это сила, и Цацики, вооружившись этим убеждением, вступил в неравный бой с местным двоечником и был побит. Персонажи, а с ними и актеры откровенно обсуждают тему буллинга в школе, агрессивного преследования одного из школьников, ищут выход из этой ситуации и ненавязчиво показывают, что все можно преодолеть. Иногда с помощью игры. Подробное психологическое проживание быстро сменяется игрой в другого, актеры тасуют условные маски, не учитывая ни возраст, ни пол изображаемого персонажа. Цацики — сразу все герои, но сам он неизменен: веселый озорник, с интересом изучающий мир и его границы.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога