Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

20 апреля 2020

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР. ЛУЧШЕЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

Наступившая неделя трансляций Комеди Франсез не столь богата «безусловными» театральными событиями, как прошлая. А потому захотелось сделать подборку самого интересного (безусловно, субъективно) из того, что можно найти из французского театра на просторах интернета. В подборку войдут как постановки, ставшие уже историей (если не легендой), так и современные спектакли. Отталкиваться, впрочем, буду все же от недельной программы Комеди Франсез, следить за которой можно на сайте театра.

Итак, начнем.

Сцена из спектакля «Пер Гюнт».
Фото — Arnaud Bertereau.

20 апреля

21:30. «Ваня» по чеховскому «Дяде Ване» в постановке Жюли Делике — относительно недавний спектакль Комеди Франсез, заснятый в 2016 году. Молодая режиссер (ровесница Чехова на момент написания пьесы) берет в работу столь же молодых актеров — ровесников персонажей. Действие ненавязчиво переносится в наши дни — импровизационное самочувствие под джазовые мотивы. Кинокритик Серебряков, на наших глазах подвергающий анализу картину Дрейера (характерно, что из всех возможных его лент выбран малоизвестный «Вампир»). Вновь сыновье-материнский дуэт Лорана Стокера (Войницкий) и Доминик Блан (Мария Васильевна), но не в столь паталогическом варианте, какой мы видели в «Британнике» Стефана Брауншвейга. Прекрасные актерские работы всех без исключения участников постановки. Тем более что и парижской критикой он был принят, кажется, безоговорочно.

И на контрасте — классическая чеховская постановка. На этот раз от Питера Брука. Одно время его «Вишневый сад» в театре «Буфф дю Нор» считался едва ли не эталонным прочтением Чехова. При минимуме декораций — одни лишь восточные ковры, покрывающие все плоскости сцены, — тончайший психологизм. Правда, сам мэтр спустя три десятилетия после премьеры говорил, что «эта форма уже отыграна, сегодня эту пьесу надо ставить по-другому». Но и сегодня ценно увидеть «Вишневый сад» глазами «того» Брука. Как «единую музыкальную тему, идущую от начала до конца пьесы», как «сплошной поток, где одна сцена влечет за собой другую», как пьесу, где «явной стала человечность Чехова», говоря словами самого режиссера https://madelen.ina.fr/programme/la-cerisaie 2

21 апреля

21:30. Брехтовская «Жизнь Галилея» в постановке Антуана Витеза на сцене Комеди Франсез. Запись 1991 года. Эта последняя режиссерская работа Антуана Витеза стала очередным его триумфом не в последнюю очередь благодаря мощнейшей актерской работе Ролана Бертена: артист проводит своего героя от личности ренессансного масштаба до личности сломленной, конченной. Сцена же первого после отречения появления на подмостках и вовсе вписана в анналы истории французского театра.

О витезовской «Жизни Галилея» писали, что спектакль этот был буквально переполнен историческими и литературными аллюзиями. И два основных имени, которые всплывали в сознании при взгляде на сцену, были Гете и Клодель. Режиссер, по собственному признанию, находил нечто общее в судьбах Галилея и Родриго. «Атласную туфельку» в Сети не найдешь, а вот «Полуденный раздел», поставленный Витезом в той же Комеди Франсез с Людмилой Микаэль (Пруэз из «Атласной туфельки») в роли Изе, вполне можно посмотреть — https://madelen.ina.fr/programme/partage-de-midi

«Клодель и Софокл — две самые яркие звезды в „галактике Витеза“. Именно „Электра“ и клоделевский цикл наполнили конкретным содержанием его формулу „элитарный театр для всех“», — писала Татьяна Проскурникова. А потому, чтобы закрыть тему «сетевого» Витеза, вот еще и «Электра» (Дворец Шайо, 1986 год). Третья «Электра» из поставленных режиссером за его жизнь. С молодой Валери Древиль в роли Клитемнестры — https://madelen.ina.fr/programme/electre

24 апреля

19:30. Комеди-Франсез, «Критика „Школы жен“», режиссер Клеман Эрвьё-Леже (2011 год). Поставить «Критику» — это примерно то же самое, что поставить гоголевский «Театральный разъезд». Режиссер взялся доказать, что «Критика» имеет самостоятельную театральную ценность, не зависящую от пьесы-первоисточника. И, судя по реакции зрительного зала, ему это более чем удается.

Интересный факт. В курсе лекций Сорбонны, посвященном французскому театру XVII века, определяются три главные пьесы этой эпохи. Две из них не вызывают ни малейшего вопроса — это, естественно, «Сид» Пьера Корнеля и «Федра» Жана Расина. Третьей, естественно, должна быть пьеса Мольера. И это… «Школа жен». Думаю, у нас она не попала бы ни в топ-3, ни в топ-5 мольеровских пьес. А вот во Франции к ней совершенно другое отношение. Так почему бы до или после «Критики» не посмотреть пьесу, без которой и «Критики» бы не было, да и развитие французского театра пошло бы несколько иными дорогами? Тем более что существуют записи постановок весьма интересных режиссеров.

К примеру, Изабель Аджани дважды сыграла Агнес практически в один год. В телеспектакле Раймона Руло и в спектакле Комеди Франсез (ее дебют на прославленной сцене). От спектакля остались лишь крошечные кусочки, а вот телеспектакль можно увидеть полностью — https://madelen.ina.fr/programme/lecole-des-femmes

А вот недавняя постановка Стефана Брауншвейга в Одеоне https://vimeo.com/327310297 (на vimeo-канале театра можно найти и немало других спектаклей режиссера).

И, наконец, весьма знаменитый спектакль Лассаля в театре Атеней — https://www.theatre-contemporain.net/video/L-Ecole-des-femmes-m-e-s-de-Jacques-Lasalle

Жак Лассаль органично переводит нас к вечеру все того же дня на сайт Комеди Франсез.

В 21:30 — его же «Дон Жуан, или Каменный пир» (запись сделана в зале Ришелье в 1996 году). Если на прошлой неделе, когда Комеди Франсез демонстрировал «Проклятых» Иво ван Хове (кстати, не успевшие его посмотреть, могут найти спектакль здесь — https://madelen.ina.fr/programme/les-damnes), речь шла о возвращении театра в Папский дворец после трех десятилетий отсутствия, то теперь появился повод увидеть спектакль, который тридцатью годами ранее и был показан в Авиньоне. Тем более что в роли Дон Жуана был Анджей Северин, а в роли Сганареля — Ролан Бертен (прекрасная возможность оценить актерский диапазон: от вершин трагедии в «Жизни Галилея» до одной из главных ролей комического репертуара).

25 апреля

21:30. Комеди Франсез, «Лоренцаччо» Альфреда де Мюссе в постановке Франко Дзеффирелли. Даже крайне среднее качество записи, думаю, не помешает насладиться красотой этого спектакля, заснятого на пленку в 1977 году. Пьеса Мюссе и режиссер Дзеффирелли были избраны Пьером Дюксом (тогда администратором КФ), чтобы открыть после двухлетнего ремонта зал Ришелье. Флорентиец ставил спектакль о Флоренции. Эта постановка останется в истории как, пожалуй, самая реалистичная и исторически точная интерпретация «Лоренцаччо». На Дзеффирелли нападали за этот самый «излишний реализм» и избыточную пышность декораций. Ему припоминали строгую красоту версии Жана Вилара и TNP. Все это так, но сегодня «Лоренцаччо» Дзеффирелли интересен хотя бы как возможность увидеть еще одну театральную (да еще и не оперную) работу знаменитого режиссера.

К вопросу о знаменитых режиссерах и постановках прошлого. Не могу не поделиться еще двумя доступными нам работами.

Прежде всего, это «1789» Арианы Мнушкин. Театральная легенда, с которой, по сути, и началась «громкая» жизнь Театра Солнца. Интересно, что чтобы быть услышанным на родине, спектаклю этому пришлось с подачи Паоло Грасси (директора Пикколо-театра) посетить Милан, завоевать там оглушительный успех и только тогда по-настоящему прозвучать во Франции. Это был и первый спектакль Театра Солнца, под давлением зрителей и друзей записанный на пленку, благодаря чему мы сегодня можем хоть немного к нему прикоснуться — https://vimeo.com/398825502

Кстати, на vimeo-канале театра есть и почти все остальные киноспектакли Арианы Мнушкин, а также немало документальных фильмов. Например, относительно недавний (2014 года) «Ariane Mnouchkine au pays du théâtre» («Ариана Мнушкин в стране театра»). Фильм, что немаловажно, с английскими субтитрами — https://vimeo.com/407730049

«О, счастливые дни!» Беккета — спектакль Роже Блена с первой и лучшей исполнительницей роли Винни Мадлен Рено. Он вышел спустя несколько дней после новой версии легендарной «Атласной туфельки» Жана-Луи Барро, и кто-то из критиков написал, что «Беккет уничтожил Клоделя». Сам Барро писал о спектакле, что это «сплошной блеск», «шедевр, совершенство театральной музыки». И насладиться этим шедевром можно уже сейчас — https://madelen.ina.fr/programme/oh-les-beaux-jours

До этого речь шла больше о прошлом. Сейчас же, переходя к современности, не хочется писать лишних слов о режиссерах, которые у всех на слуху. Просто собранные в одном месте наводки.

Жоэль Помра

«Золушка» — https://www.theatre-contemporain.net/spectacles/Cendrillon/ensavoirplus/idcontent/104915
«Пиноккио» — https://youtu.be/1LYsoHOuecM
«Наводнение» (кажется, чуть менее известная постановка по рассказу Евгения Замятина) — https://www.theatre-contemporain.net/spectacles/L-inondation/ensavoirplus/idcontent/102003

Филипп Кен

Кажется, неделю назад многие смотрели его «Caspar Western Friedrich» в мюнхенском Каммершпиле. А вот его доступные работы в театре Нантер-Амандье:

«Меланхолия драконов» — https://vimeo.com/403609557/c4a19e6f96
«Ночь кротов» — https://vimeo.com/403771894

Знакомые русской публике преимущественно по постановкам в Гоголь-Центре

Давид Бобе и Тома Жолли

У Давида Бобе доступен спектакль «Пер Гюнт» (интересно, что совсем недавно можно было увидеть сценические версии этой пьесы театров Шаубюне и Комеди Франсез) — https://www.theatre-contemporain.net/spectacles/Peer-Gynt-22031/

Тома Жолли предлагает неслабый театральный вызов — восьмичастную (восемнадцать часов «Войны Роз» на вашем компьютере) версию шекспировского «Генриха VI». Спектакль, несколько лет назад прославивший молодого режиссера на Авиньонском фестивале — https://www.lequai-angers.eu/quai-tv/le-quai-chez-vous

И на закуску — не режиссер, но драматург

Жан-Люк Лагарс

С каждым годом он становится у нас все более и более популярным французским драматургом. Так вот, интересующимся, мне кажется, было бы любопытно взглянуть на его «видеодневник», созданный в 1992–1993 годах. Драматург предлагает проследить за ним в повседневной жизни. Проект этот, по словам Лагарса, возник из желания оглянуться назад, на те дни, которые последовали за известием о его болезни — https://www.theatre-contemporain.net/video/Jean-Luc-Lagarce-Journal-video

1 Чтобы смотреть спектакли на  www.madelen.ina.fr, необходимо зарегистрироваться на сайте. Сейчас, в дни карантина, первые три месяца — бесплатно. В дальнейшем можно просто отказаться от подписки.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога