Петербургский театральный журнал
16+

9 апреля 2014

ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС

Сегодня на «Золотой маске» показали «You Make/ ReMake» Танц-компании «Kannon Dance». Премьера спектакля промелькнула мимо блога ПТЖ. Сейчас мы наверстываем упущенное.

«You Make/ ReMake»
Танцевальная компания «Kannon Dance».
Хореограф Ренана Раз (Израиль).

Неутомимые в своих творческих исканиях руководители «Каннон Данс» Вадим и Наталья Каспаровы увидели «You Make/ ReMake» на фестивале современного танца в Израиле. Автора, Ренану Раз, пригласили в Петербург, предоставили ей танцовщиков, актеров и попросили осуществить ремейк постановки. После российской премьеры, состоявшейся в рамках фестиваля «Open Look»-2013, возникла идея подать заявку на «Золотую маску». И вот спектакль — в числе номинантов в категории «современный танец».

Сцена из спектакля.
Фото — А. Клишина.

На примере «You Make» очевидна обтекаемость понятия «современный танец». В ряду петербургских номинантов — танц-театральных спектаклей Саши Вальц («Весна священная», Мариинский театр) и Владимира Варнавы («Пассажир») — работа Ренаны Раз выглядит «третьей лишней». Основная причина в том, что спектакли Вальц и Варнавы имеют богатую танцевальную фактуру и построены по закону, когда танец, будучи языковой основой спектакля, отвечает за образность. У Ренаны Раз танец — одно из средств для реализации приема, в данном случае, сценического отклика на видео. Наравне с пластическими зарисовками в «You Make» существуют драматические этюды, перформативные акции. Так вроде бы и Ренана Раз, и Вадим Каспаров в разговоре избегают называть спектакль танцевальным, предпочитая красивое и малопонятное — «мультидисциплинарный».

Основой «You Make» стали видео ролики из You tube. Каждый из них, воспринятый хореографом как источник вдохновения, спровоцировал новое, уже сценическое высказывание. Спектакль выстроен как череда видеофрагментов и драматических или пластических этюдов: видео иногда демонстрируют перед сценической зарисовкой, иногда — после, порой действие на экране и на площадке развивается параллельно, а финал одного номера может оказаться началом другого. В сущности, зритель включен в игру: сильнее всего он хочет угадать, каким мог быть видео-раздражитель, или насколько непохожей на него окажется сценическая реакция. Предвкушая смысловое несоответствие двух частей, он ждет антитезиса как откровения. Несходство ремейка и оригинала чаще всего оказывается забавным, а «You Make» с цепью подобных узнаваний обретает черты развлекательного шоу.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Клишина.

Ренана Раз отбирала видеофрагменты по единственному критерию: каждое должно провоцировать на художественный диалог, — и стыковала между собой бессистемно, стремясь сымитировать информационный беспорядок You tube. Однако в любом ролике из «You Make» в определенном виде присутствует идея повторения: будь то обучающее видео (с уроком танцев или тренингом), пародийное (маленький мальчик, танцующий, как хип-хоп звезда из клипа; качающий головой попугай), фиксирующее ритуал (свадебный танец хасидов), повседневное поведение животных, или построенное на повторении какого-то действия в течение ролика (пробежки ягненка по квартире). В видеоряд не вошло ни одного экстраординарного или шокирующего фрагмента, все они довольно обыкновенные и работают в своем объеме на утверждение мысли Раз о том, что художник ни откуда не гнушается черпать вдохновение, тем более из повседневности.

Другое дело, что плоды вдохновения оказались скромными. В спектакле нет оригинальной хореографии, разработанных пластических и драматических этюдов. Ренана Раз, перенося ситуации с экрана на сцену и желая добиться от зрителя новой эмоции, может воспользоваться самым доступным средством — переменой музыки. Например, на площадке под «галактические шумы» танцует юноша, на видео — тот же пластический текст только под попсовую музыку исполняет ребенок. Движения попугая, качающего головой на жердочке, повторяют хип-хоп танцовщики. Выходит забавно.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Клишина.

Очевидно, что автора не интересуют интеллектуальные игры со зрителем — все ассоциации изложены просто и имеют отчетливую связь с видео-прототипами. В смысловом и эмоциональном отношении спектакль скован, все зрительские реакции известны. Как источник и сора и вдохновения You tube неиссякаем. Прием, на котором построен спектакль, к сожалению, нет. «You Make», дополненный новыми фрагментами, в смысловом отношении остался бы прежним, поскольку замкнут на одной задаче — обыграть видео. В итоге автор предлагает пластический проект, рассчитанный на широкую аудиторию — спектакль, в котором вроде бы много современного, но мало танца.

В именном указателе:

• 

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (2)

  1. Vadim Kasparov

    Пашешь, пашешь, пашешь…. А, потом читаешь….. В любом случае потом пашешь, пашешь, пашешь….Надо успеть сделать еще много…

  2. Ну очень простой зритель

    А мне спектакль понравился. Да, возможно, он захватывает не танцем, а актерским драйвом, иронией, “монтажом настроений”, которые дают эти сцены, в которых участвуют, между прочим, далеко не всегда профессиональные танцовщики, но и драматические артисты. И в общем дело не в бесхитростной мысли, что, мол, “все на свете танец” – и хомячки, и попугайчики, и футболисты. А в том, что это такой “этюдный метод” в танце, возможность убедиться, как далеко может отправиться фантазия артиста прочь от отправной точки, ютубного ролика. Чувствуется, что статья написана профессионалом, но профессионал не всегда способен уловить то, что не укладывается в его шкалу ценностей…

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

Предыдущие записи блога