Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

19 декабря 2013

БЫТЬ ТЕМИРКАНОВЫМ

Маэстро Юрия Темирканова, одного из лучших дирижеров современности, поздравили с 75-летием в Большом зале филармонии. Концертом-поздравлением открылся XIV Международный зимний фестиваль «Площадь искусств».

До начала концерта было известно лишь то, что в нем примут участие такие музыканты, как Марис Янсонс, Евгений Кисин, Денис Мацуев, Вадим Репин, Элисо Вирсаладзе, Наталья Гутман, Юрий Башмет и другие известные всему миру артисты, старшие и младшие современники маэстро. К слову, почти тот же состав участников поздравлял Юрия Темирканова и пять лет назад — на его 70-летии. Музыка концерта оставалась тайной до тех пор, пока в руки не попала программка, в которой, словно некое дежавю, тебя поджидали Праздничная увертюра Шостаковича (которую, в частности, как будто совсем недавно довелось слышать на праздновании 150-летия Санкт-Петербургской консерватории), финал Первого концерта Чайковского, не говоря уж об Интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь», которое само по себе в контексте оперы прекрасно, но уже так навязло в зубах благодаря таким вот «галашникам», ибо играется от «избытка» фантазии почти на всех сборных концертах. Словом, XIX век на марше. За исключением единственного Моцарта — знаменитой второй, медленной, части (Andante) из Двадцать первого концерта для фортепиано с оркестром — той, невесомая мелодия которой парит, увлекая слушателя за собой в свободный полет. Эту балетную мелодию давным-давно растащили на рекламы всяких мягких, сладких и комфортных изделий, но Моцарт щедр. Словом, юбилейный жанр есть юбилейный жанр. К тому же об излишествах на этом концерте не могло быть и речи, поскольку ждали самого высокого гостя — ВВП, из-за которого фактически все слушатели концерта были вынуждены мерзнуть в длинной очереди на вход — на предмет проверки на наличие оружия, которого почему-то ни у кого не обнаружили.

Фото — С. Левшин.

Путин пожаловал лишь ко второму отделению, которое выслушал, восседая в ложе рядом со счастливым юбиляром, а в завершение произнес пламенно-поздравительную речь, заняв дирижерское место на сцене. Юбиляр при этом сидел в ложе, слушая президента внимательно, с фирменным прищуром. Президентские речи в последнее время стали объектом разного рода анализов, многие заинтересованные норовят уловить из них, верной ли дорогой идем, товарищи. В контексте стремительно приближающегося года, который решено назвать Годом культуры, до слез приятно было услышать неизбитую мысль о Петербурге как о «городе уникальной архитектуры, музее под открытым небом, городе, которому удивительным образом удается держать высокую планку и сохранять традицию великой русской культуры как части мировой цивилизации». Тут почему-то подумалось, что аппетиты, связанные с Петербургом, на верхах растут, и что «уникальную архитектуру» города если не в следующем, то в ближайшие годы ждут какие-то перемены. А министров и их советников на концерте было много как никогда. Были и Мединский, и Силуанов, и Толстой. Впрочем, может, до следующего юбилея уникальность города-музея все же удастся сохранить в неприкосновенности?

Итак, Юрий Темирканов получал подарки — он был гостем на своем празднике. Программу концерта составлял Марис Янсонс, его младший коллега, отметивший в январе этого года свое 70-летие. Если Темирканов получил из рук президента РФ орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, став полным кавалером этой высокой награды, то Янсонс в ноябре был награжден Орденом Нидерландского льва, который ему вручила министр образования, культуры и науки Нидерландов Йет Буссемакер. Марис Янсонс и Юрий Темирканов — люди одного времени, оба — строгие ревнители строгих академических традиций в искусстве, хотя процент новой современной музыки в репертуаре знаменитого амстердамского Консертгебау, возглавляемого Янсонсом, несоизмеримо выше, чем у Заслуженного коллектива России (он был «весь вечер на манеже»), которым руководит Темирканов. Так или иначе, Янсонс учел вкусы старшего коллеги при составлении программы, хотя на этот раз, спустя пять лет, позволил себе немного лишнего — включил танго «Жалюзи» Гаде и забавный, неизвестный широкой публике, правда, не очень понятно, чего ради выбранный (разве что как-то отыграть тему юности гения?) номер — «Дикие медведи» из сюиты Элгара «Юный дирижер». Плюс бесшабашная, с нарочито синкопированным ритмом увертюра к мюзиклу «Кандид» Бернстайна тоже добавила веселья. Еще бы кто спел безумную арию Кунигунды оттуда же, но это было бы слишком.

Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе.
Фото — С. Левшин.

Сценарий был сбит достаточно плотно, поскольку спустя пару часов после начала концерт шел в трансляции на телеканале «Культура». Принцип сценария, разумеется, биографический, куда вписались все без исключения участники. Если не считать молодую Викторию Ястребову, которая опосредованно иллюстрировала тему «Темирканов — оперный дирижер», поскольку в те годы, когда Юрий Хатуевич был дирижером в ленинградском Кировском театре, она еще не родилась. Виктория спела хрестоматийную арию с жемчугом Маргариты из оперы Гуно «Фауст». Ее мягкое, тембристое, несуетное, трепетное, чувственное лирическое сопрано вполне могло чем-то напомнить маэстро его оперную молодость, а может быть и голос сопрано Татьяны Новиковой, певшей Татьяну в знаменитой постановке «Евгения Онегина», осуществленной Темиркановым в Кировском театре в 1982 году. Тему «Фауста» симметрично повторил во втором отделении грузинский бас Паата Бурчуладзе, спев, сверкая глазами, куплеты Мефистофеля. Режиссеру Александру Сокурову, сидевшему в зале, думается, было приятно вспоминать под эти демонические звуки в ритме дьявольской тарантеллы триумф своего великолепного кино-«Фауста».

М. Янсонс.
Фото — С. Левшин.

Альтернативным Денису Мацуеву пианистом должен был быть Евгений Кисин, который не приехал. При этом заявленный финал Первого концерта Чайковского так и не был сыгран — дело чести. Мацуев выдал на гора третью и четвертую части дерзкого Первого концерта Шостаковича, в котором композитор как следует интеллектуально похулиганил, пройдясь по штампам, которых публика обычно ждет от финалов. Темпы были взяты, разумеется, рекордно олимпийские (помним о Сочи), которые под силу только китайским виртуозам. Но впечатлило. На бис Денис Мацуев (единственный, воспользовавшийся таким правом) сыграл джазовую импровизацию на тему Гершвина «The Man I love». В конце концов, это было весело, вполне по-деньрожденчески. Вадим Репин с юношеской проникновенностью исполнил Интродукцию и Рондо-каприччиозо Сен-Санса, а Наталья Гутман — меланхоличную медленную часть Виолончельного концерта Лало. Юрий Башмет со слегка пошатывающейся интонацией укачивающе-неторопливо проиграл Andante cantabile из Первого струнного квартета Чайковского в переложении для альта. «Наше все», еще один скромный шедевр Петра Ильича — Вальс-скерцо для скрипки с оркестром — представила японская фаворитка Юрия Темирканова молодая Саяка Сёдзи.

Фото — С. Левшин.

Поздравлений было немало и на экране — от представителей тех оркестров, с которыми работал маэстро. Большой театр, (в котором Темирканов, будучи главным приглашенным дирижером, в 2008 году дирижировал «Кармен», согласившись заменить Янсонса, но из-за разночтений с режиссером Паунтни не вышел на поклоны) прислал самую веселую и остроумную нарезку, смонтированную во время его репетиций, в которой были только слова — и никакой музыки! Заключительным аккордом стало попурри на темы американской песенки «Happy Birthday», которое Марис Янсонс заказал немецкому композитору Петеру Вайнеру. Этому же композитору он заказывал попурри и пять лет назад. Но в нынешнем году поменялся набор композиторов, среди которых были самые ходовые — Верди, Вагнер, Россини, Шуберт, Чайковский. Дирижерский пульт во время почти трехчасового концерта (кроме музыки в нем был еще относительно остроумный конферанс Михаила Швыдкого) Янсонс делил с Николаем Алексеевым, всякий раз устраивая контрастный душ для слушателя, которому предоставлялась уникальная возможность понять, что такое быть «выдающимся» и «просто» дирижером.

В именном указателе:

• 

Комментарии (3)

  1. Vera Stepanovskaya

    "Кармен" Темирканов в Большом выпустил и продирижировал первой серией спектаклей. Он не вышел на поклоны на премьере из-за разногласий с режиссером, а потом кое-что поменял в сценографии спектакля. Так что это была очень интересная страничка в его биографии. Мне бы хотелось, чтобы он что-нибудь еще в Большом или с Большим сделал.
    Некоторые оценки автора на 180 градусов расходятся с моими собственными. Фотогрфии очень хороши.

  2. простой зритель

    По-моему, Башмет просто “свинговал”.
    Почему мелодия Моцарта названа “балетной”? Она действительно парит, но, мне кажется, под балетные движения парящая мелодия не очень-то подходит.
    Я не поняла, а в программке Шостакович был заявлен или нет? Если был, то все-таки нельзя сказать, что “XIX век на марше” – Шостакович творил несколько попозже! И темпы, вроде как, были взяты нормальные – причем здесь китайские виртуозы?! Автор не пытается скрыть своего иронично-неприязненного отношения к Мацуеву, а тот очень уместно и музыкально сыпровизировал свой джазовый “бис” – во всяком случае, юбиляр выглядел очень довольным! А уж с каким удовольствием он слушал последнее попурри! Я только не поняла, почему автор статьи называет данный опус – “попурри на темы (?) американской песенки…”? Владимир, вы же потом перечисляете авторов тем этого попурри! Как-то ловчей и грамотней можно было написать, а то вышло совсем уж непонятно. Просто, из музыкальных тем разных композиторов изящно и остроумно каждый раз “вылезают” интонации знаменитой деньрожденной песенки.
    Извините, это такая современная манера писать о музыке: “выдавать на гора”, “ходовые композиторы”?..
    Мне показалось, или все-таки, когда вначале зачитывали поздравление, Темирканова назвали “Георгием Хатуевичем”?

  3. Марина

    Автор пытается иронизировать, но у него это плохо получается.
    Тут нужно талант иметь, равно как и к журналистике…

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога