Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЗВЕРИНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ

Детская коллекция петербургского музыкально-драматического театра «Буфф» пополнилась оперой-сказкой московского композитора Александра Кулыгина «Кошкин дом»

Самуил Яковлевич Маршак называл «Кошкин дом» «драматической сказкой» и очень серьезно подошел к ее созданию. Самый удачный, по его мнению, вариант был завершен лишь спустя двадцать пять лет после первого — в 1922 году — появления пьесы в печати. Так, в очередной раз Маршак наглядно показал, что литература для детей требует не менее серьезного авторского подхода, чем произведения для взрослого читателя.

Наполненная колоритными персонажами поучительная и ритмичная пьеса «Кошкин дом» имеет множество музыкальных интерпретаций. Для постановки на своей сцене театр «Буфф» выбрал оперу московского композитора Александра Кулыгина. Он — создатель пользующейся успехом у зрителя музыкальной трилогии по произведениям русских классиков «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и «Бесприданница». Но Кулыгин хорошо известен и своими произведениями для детского театра (на сцене петербургского Театра музыкальной комедии идет его мюзикл «Теремок»).

Премьера состоялась в камерном пространстве «театра буффиков» — третьей сцены «Буффа», организованной в расчете на маленького зрителя. В продолжение традиций, начавшихся постановкой финской оперы «Соломенная Шапочка, Войлочная Тапочка и малыш», спектакль было решено адресовать трех-, четырехлетним малышам. Стараниями постановочного коллектива (музыкальный руководитель Сергей Иньков) при участии самого композитора двухчасовая партитура была переработана и сокращена до… двадцатиминутного действия.

В качестве режиссера-постановщика выступил главный режиссер Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац Виктор Рябов. «Получив приглашение, — рассказал Виктор Борисович, — я оказался в смятении. Потому что всегда придерживался мнения Натальи Ильиничны Сац, что подобной малышне совершенно нечего делать в театре». Маститый режиссер решился на эксперимент и на собственном опыте убедился, что и совсем маленькие дети способны предельно искренне сопереживать театральным персонажам.

Опера была исполнена на едином дыхании. Яркие музыкальные характеристики Александра Кулыгина в сочетании с тщательно продуманными образами сделали героев сказки узнаваемыми и запоминающимися. Красавица-кошка (Юлия Овсянникова) была похожа на заезжую звезду варьете (детского!) и томно напевала свою ариетку в стилистике салонного романса. Суетливая и угловатая Курочка (Наталья Голованова) «выстреливала» речитатив отрывистыми нотами, удивительно напоминающими «квохтанье». Забавно «похрипывала» разбитная Хрюшка (Надежда Страшко), мастерски «блеяли» под музыку Козочка (Кира Кауфман) и Козел (Вячеслав Лебедев), принятый детской аудиторией с особенным воодушевлением. Еще бы! Именно он так забавно жевал, воровато озираясь, «хозяйскую герань» и выступал в качестве безвинной жертвы своей более рогатой супруги.

Удачей стала работа художника-постановщика спектакля Яны Штокбант. Когда красочные интерьеры нового кошкиного дома на глазах оказались «съедены» языками пламени (широкими алыми лентами), оказалось, что задник сцены — огромная книга. Ее страницы будут перевернуты по ходу дальнейшего действия. Сгоревший дом сменится фасадом курятника, курятник — жилищем козлиного семейства, тот, в свою очередь, хлевом… Подобный ход позволил избавиться от излишней суеты, неизбежной при традиционной смене декораций, и был сполна оценен малышами.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.