Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время. 18.06.2015
СМИ:

ЖИЗНЬ, РАЗБИТАЯ КАК САХАРНИЦА

В театре им. В.Ф. Комиссаржевской появился еще один спектакль-бенефис: пьеса «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович поставлена режиссером Иваном Латышевым к 80-летию Ефима Каменецкого.

Спектакль Латышева, родственный сразу двум спектаклям малой сцены Комиссаржевки — «Три дуры, три дороги, три души» («3D») и «Шесть блюд из одной курицы», словно замыкает собой условную трилогию о внутрисемейных взаимоотношениях разных поколений. И в каждой постановке старшие итожат свою жизнь, а младшие переживают становление…

В определении жанра спектакля — «ленинградская история» присутствует как сам герой — сомневающийся, жертвенно добрый человек, принадлежащий к исчезающей ныне интеллигентской природе, так и на нечто атмосферно-временное, раз и навсегда нами утерянное. «Ленинградские истории» еще возникают на сценах наших театров (это и «Время женщин» в БДТ, и «Сон в белую ночь» в театре «На Литейном» и «Графоман» театра им. Комиссаржевской), но шансов увидеть и почувствовать на подмостках моральные мучения живой человеческой души, подробно сыгранные Каменецким, с каждым годом становится все меньше.

Герой постановки Латышева — Вениамин «из бывших». Он явится перед публикой ребенком, не желающим идти домой из-за разбитой сахарницы, молодым человеком, человеком средних лет и глубоким стариком. Все ключевые события его жизни чудесным образом происходят в апреле, но на хронологической последовательности не настаивают ни драматург, ни режиссер: годы не меняют сути Вени, взращенного в поле материнской любви невероятной силы. Кажется, это было у Набокова: «Количества любви, полученной мною в детстве, с лихвой хватило, чтобы пережить все жизненные неприятности»… Безграничную любовь, это поле, оберегающее человека от рождения до смерти, оказывается, можно сыграть на сцене. И удивительно глубокий, невероятно добрый, нежный, сияющий взгляд матери — Ольги Ариковой, ее плавные, неспешные движения, величавые повороты головы с высокой прической, спокойные звуки голоса, мягкие, струящиеся складки ее «чеховского» платья (художник Анвар Гумаров) обволакивают, очаровывают, манят. Это женщина-идеал, постоянно ускользающий и в нужный момент возникающий «из ниоткуда» образ.

Противопоставляются ее породистой женственности гегемонистая избранница Вениамина Галя (Ольга Белявская), ее дочь Люба (Маргарита Бычкова) и внучка Гали и Вениамина (Варя Светлова) — тоже Галя. Куда им до достоинства такой высоты! Галя-старшая, явно происходящая из «кухаркиных детей», с первой минуты в доме матери Вениамина (вот оно, квартирное уплотнение 20-х годов!) ищет, что бы еще отжать у бывших господ, не страдает хорошими манерами и даже апельсины будет до конца своей жизни поглощать, сплевывая косточки на пол. «Барский» дом так и не станет ее домом. Но, в отличие от Любы — Бычковой, грузной и потрепанной жизнью дамы в модном в 80-е годы австрийском пальто, Галя — Белявская жизнью не «побита», в ее заносчивости есть гордая своевольность и постоянное желание указать всем место.

Люба же и вовсе выглядит пародией на мать Вени: тяжелая походка, вечно опущенные плечи «лишнего», недолюбленного ребенка, жалкая кичка, в которую собраны жиденькие волосы, обличают в ней заложницу обстоятельств — ни дома, ни мужа, ни счастья. И даже наследуемая по женской линии нитка жемчуга не радует ее и не красит ран, нанесенных жизнью.

Внучка Вени в исполнении Светловой — представительница «поколения next», у которых и жизнь лучше, и бед в ней меньше, а уж знания о бедах — просто «нулевые». Текст Пулинович безжалостен: эти унисекс-внуки в один ряд лепят и Гитлера, и Достоевского, и Бродского и своих дедов, переживших блокаду, которая для них — лишь тема вечеринки. Что тому причиной? Отсутствие любви, на которую мы всегда надеемся в апреле, и которая так никогда может нас и не настичь.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.