Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЗА КУЛИСЫ ВХОД РАЗРЕШЕН

Премьерный спектакль Театра комедии «Шум за сценой» основан на «принципе матрешки»: актеры играют актеров, которые играют пьесу в пьесе.

Узнать, как живет актер за кулисами, какова «кухня» режиссуры зрителям хочется с момента зарождения искусства театра. Оттого и пьесы о «театре в театре» пользуются у зрителя успехом. «Шум за сценой» английского журналиста, драматурга и писателя Майкла Фрейна не исключение.

Согласно сюжету, лондонский режиссер Ллойд Даллас (Сергей Пронин) подхалтуривает в небольшом провинциальном театрике — ставит пьеску «Секс с сардинами пополам» (программка этой постановки прилагается к основной программке «Шума»). Герои этой «пьесы в пьесе» суть бестолочи, практически лишенные интеллекта, а сама история явно относится к комедии положений. Например, мисс Клакетт, которую играет актриса Дотти Отли (которую играет Ирина Цветкова), постоянно забывает, куда она дела тарелку с только что приготовленными сардинами, бедолагу Вики (Брук Аштон в исполнении Полины Красавиной), бесконечно теряющую свои контактные линзы, случайно запрут в бельевой комнате, а недотепа-грабитель (Селздон Моубрей, он же блестящий Валерий Никитенко) будет трижды по стариковски принимать телевизор за микроволновку. Впрочем, интеллектом не страдают и сами исполнители ролей в пьесе про сардины. Так, молодцеватый Гарри Ленжен (Самвел Мужикян), «в реале» приударяющий за стареющей звездой Дотти Одли, вне ролевого текста и двух слов толком связать не может, звездочка второго плана Белинда Блеяр (Елизавета Александрова) невероятная сплетница и интригантка, а Фредерик Феллоуз (Дмитрий Лебедев) и вовсе — полное ничтожество, мягкотелый слизняк. Не блещет умом и монтировщик Тим (Василий Шелих), да и единственно здравомыслящую помощницу режиссера Поппи (Татьяна Воротникова) порой заносит. Но не надо быть к ним избыточно требовательными — они всего лишь люди, которые не бывают идеальными…

Сразу хочется предупредить тех, кто любит «короткое искусство»: пугаться обозначенных на афишах трех действий не надо! Спектакль режиссера Льва Стукалова выстроен с учетом постепенного иссякновения зрительского терпения: самым длительным является первое действие, а вот последнее длится не более получаса. Обеспечить благое для современного нетерпеливого зрителя строение спектакля позволяют заданный драматургом и режиссером набор темпа событий и актерской игры, достигающие максимума во втором действии. Если в первом действии актеры вместе с режиссером, находящимся в зрительном зале рядом с подлинными зрителями, вместе пытаются выстроить свой спектакль, стараясь даже вникнуть к психологию героев, то именно во втором, показанным «с изнанки» (зрители поневоле окажутся за сценой, где развернутся ключевые события), постановка про сардины начнет уже «съезжать с катушек». Путая вымысел с реальностью, литературный текст с собственным мнением, личные эмоции с чувствами героев, сценические актеры постепенно вытесняют театр своей абсурдной ежедневностью. Бешеный темп смены множества явлений (декорация художника Александра Орлова представляет собой два яруса соединенных лестницами дверей, в которых одновременно или по очереди возникают герои) заставляет их ускорять и темп реальных событий за сценой, где любят, ненавидят, подставляют ножку, спасают от пьянства и дают пощечины. В третьем действии сил на игру у вымышленной труппы, погрязшей в выяснении отношений, уже просто нет. Они несут откровенную чушь и вместе с пьесой «умирают» на сцене, тем не менее, победоносно произнося общую заключительную фразу похороненной пьесы про тарелочку сардин. Зрители смеются, но лишь потому, что думают, что так не бывает. Увы…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.