Выпустить три удачные премьеры одного и того же спектакля мало кто может себе позволить, как мало у кого может получиться сделать каждую из версий яркой, актуальной и неизменно аншлаговой. Однако именно такова «Мандрагора» в театре «Буфф» — постановка художественного руководителя театра, народного артиста России Исаака Штокбанта и заслуженного артиста России Михаила Смирнова, по оригинальному сценарию Штокбанта, написанного по мотивам знаменитой комедии итальянского драматурга, писателя и поэта Никколо Макиавелли.
Именно «Мандрагора» стала первым спектаклем, легким и ироничным, в жанре «озорное представление для взрослых», с которого начинался легендарный «Буфф» в 1983 году. Тогда в нем звучали арии и было много танцев. Последующие версии 1990-го и 2001-го, с участием других поколений воспитанников Исаака Романовича, были все более и более музыкальны — и все так же прекрасны и любимы публикой. Публикой, в которой этот театр никогда не испытывал недостатка, где бы он ни «квартировал»: на первом ли этаже жилого дома на улице Народной или в новом прекрасном здании на Заневском проспекте…
Новая «старая» «Мандрагора» предлагает своему зрителю увлекательное зрелище под живую музыку. Специально для этой постановки был создан инструментальный ансамбль под руководством Андрея Подберезского «Веселые буффоны», в составе которого — артисты театра, специально и профессионально освоившие музыкальные инструменты: бас-гитару и соло-гитару, балалайку и аккордеон, скрипку, клавишные и даже ударную установку. Мелодичные композиции спектакля написаны Валерием Шамариным и Андреем Григорьевым (его авторству принадлежат страстная «Серенада под окном», нежная «Колыбельная» и абсолютный хит «Песня Дульчии», с которым хоть на проект «Голос» смело отправляйся).
Озорные кульбиты сюжета и залихватское начало плутовской средневековой комедии бережно сохранены и весело кочуют из одной «Мандрагоры» в другую, но самый свежий вариант более драматичен и глубок (благо сеньор Макиавелли был мыслителем, философом, историографом и даже политическим деятелем). Впрочем, скучать на спектакле точно не придется: едва возникающий «сурьёз» морально-нравственных дилемм на тему супружеской верности героев (а действие происходит в XVI веке во Флоренции, где были свои, весьма своеобразные и витиеватые, представления о том, кому и что дозволено в щекотливых вопросах продолжения рода) мгновенно разбавляют премилые танцевальные номера, как всегда мастерски поставленные хореографом Эдвальдом Смирновым. А от уклона в патетику героев играючи избавляет ослик Горацио, дело рук Виктора Григорьева: трогательное и забавное существо, оно же — средство передвижения обманутого мужа, честно возит по сцене почтенного старца, старательно моргает глазами-фарами и смешно прядет ушами.
Художник-постановщик спектакля Яна Штокбант демонстрирует, как и в других своих работах, отменный вкус и чувство меры. Она одела персонажей в костюмы, некоторые из которых достойны экспозиции музея современного искусства, а модели хочется срисовывать, старательно копируя заодно и приятную цветовую гамму.
Особого упоминания заслуживает программка, выпущенная к этой премьере. Заботливо напечатанная в евро-формате «раскладушки» (даме удобно убрать в сумочку, кавалеру — в карман пиджака), она содержит и уважительно-подробный перечень создателей спектакля, действующих лиц и исполнителей, и черно-белые ретрофотографии сцен из спектаклей разных лет, где знакомые артисты вдохновенно молоды, и рисунки цветущей таинственной мандрагоры. Примечательно, что и шрифт в программке похож на ученический, и иллюстрации словно нарисованы детской рукой.
Чего этой программке, всем своим видом олицетворяющей подлинное либретто, не хватает, так это, собственно, текста музыкально-сценического сочинения — в помощь зрителю, первоисточник, возможно, не читавшему и потому рискующему слегка запутаться в витиеватых сюжетных перипетиях.
Представители разных поколений «Буффа» чувствуют себя здесь абсолютно в своей стихии: они с удовольствием, очень чисто и красиво, поют, с азартом и весьма достойно танцуют, искренне и с большой отдачей играют характерные роли и с упоением музицируют. В целом же сия прелестная вещица способна подарить зрительской душе радость и благость и привнести в нее мир и покой. «Мандрагора» тепла, светла и уютна, что особенно ценно промозглыми питерскими осенними вечерами.
Комментарии (0)