Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ХОРОШИЕ И НЕТРЕЗВЫЕ ЛЮДИ ИЗ ПРОШЛОГО

Грядущую июльскую 85-ю годовщину со дня рождения Василия Макаровича Шукшина театр «Святая крепость» из Выборга встречает постановкой ученика Льва Додина Георгия Цнобиладзе «А поутру они проснулись».

История про житейские злоключения провинциальных мужичков, очнувшихся после пьяных подвигов в вытрезвителе, для отечества является животрепещущей: как ни борись с этим пороком, результат известен заранее — пили, пьют и (вероятно) будут пить дальше. И посмотреть в театре на «излишества всякие нехорошие», да ещё и с юморком преподнесённые, наш народ любит, хотя уже и почти не представляет атмосферы и колорита тех самих советских вытрезвителей 70-х годов, что отразил в своей прозе Шукшин. Но довольно молодой человек Цнобиладзе, сам взявшийся и за сценографию спектакля «А поутру они проснулись», воспроизводит искомый дух эпохи с невероятной правдивостью. Немалую роль играет здесь испытанный режиссёрский приём: актёры и зрители «уравнены в правах» и сосуществуют не по разные стороны от рампы, а прямо на сцене театра «Святая крепость». И то, что воспринималось бы со скукой и натяжкой в случае иного драматургического материала, в выборгском «А поутру…» кажется единственно правильным решением и подсказкой зрителю. Мол, «мы, ребята, „одной крови“. Cмотрите, это ж вы сами!».

Цнобиладзе довольно смело обходится с шукшинской прозой: совмещает сюжеты, подменяет известные подробности и известных героев. Так, чудесным образом в историю про вытрезвитель вплетён заметно изменённый рассказ «Мой зять украл машину дров», но в его сценическом воплощении нет проигрышных моментов. Изъятие женой и её мамой пьянчуги Вени из вытрезвителя, завершающееся неожиданным подвешиванием говорливой тёщи, создательницы первых колхозов, на казённую люстру (вместо изолирования бабы-стервы в уборной «по Шукшину»), разыграно как по нотам Владимиром Павлухиным (Венька Зябликов), Татьяной Тушиной (тёща) и Галиной Басыровой (жена). Искренний, страстный простак Венька, мечту которого о кожаной куртке порушили тёщина маниакальная тяга к командованию и женина тупая, безропотная подчинённость этому командирству, — сильная работа Павлухина. Впрочем, на своём месте и каждая из занятых в постановке женщин. Яркому тандему Тушина — Басырова ничуть не уступают Галина Кикибуш, которая в роли строгой судьи создаёт собирательный образ «общей мамки», журящей глупых детей и понимающей неотвратимость их наказания, и Ольга Полякова — здесь молоденькая медсестра, сердобольная «королева» вытрезвителя, играющая свою роль «на крупных планах» напускной строгости и подлинной наивности.

В спектакле, полном интересных актёрских работ, чувствуется сильная режиссёрская рука, присутствие которой подчёркивают множественные уморительные придумки, акценты, оттенки, музыкальные вставки, которые реализует крепкая команда исполнителей-мужчин. Великолепно трио, состоящее из Николая Устинова-Лещинского (нервный тип в галстуке-бабочке), Максима Гладкова («прямоточный» очкарик, оставшийся без очков) и Ильдара Басырова (сиплый электрик в майке-«алкоголичке»), изумителен милиционер — кладезь «народной мудрости» («Безрукому и нога — рука», «И без лысых светло» и т. п.), который в исполнении Виталия Стратичука страдает забывчивостью, периодически призывая на помощь… милицию. Типы, подобные выведенным на сцену «Святой крепости», вроде бы ещё и есть на белом свете, но в то же время они уже ушедшее прошлое. И песня Владимира Высоцкого из тоже забытого ныне фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» — прямое тому разъяснение.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.