Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ВСЕМ — ХОЛОДНЫЙ ДУШ И СМИРИТЕЛЬНУЮ РУБАШКУ

Пётр Шерешевский, театральный режиссер, поставил в камерном театре Малыщицкого довольно острый и злободневный спектакль. Через прозу, написанную 67 лет назад Альбертом Моравиа, зритель увидел, насколько современны вопросы о «нормальности» окружающей жизни и способах приспособления к ней. Не зря роман итальянского писателя называется «Приспособленец». Но Петр Шерешевский дал спектаклю другое имя — «Конформист». В чём обнаружил некую идентичность этих понятий.

В своем романе Альберто Моравиа рассказывает о времени зарождения фашизма в Италии. Но главным для писателя остаётся вопрос не об истоках этого политического явления, а вопрос о людях в этом режиме. Под прицелом писательского внимания находится главный герой — доктор Марчелло Клеричи. Вся его жизнь напоминает эксперимент судьбы над человеком. Обделенный простым человеческим вниманием Марчелло пытается приспособиться к окружающему миру через понятие «нормальности». Но что в него вложить, если в этом самом окружающем мире этой самой «нормальности» нет. Хорошая работа, большой дом с красивой женой, приличная машина — это всё видимость, к которой стремится Марчелло. Но, оставаясь человеком думающим, он подсознательно чувствует нескалдность этой картины, подсознательно чего-то ждет и что-то предчувствует.

Таким мы встречаем главного героя в начале спектакля. Если для писателя Моравиа важным было исследовать причины преуспевания в фашистском обществе, то для Петра Шерешевского интересней порассуждать на тему «нормальности». Для Марчелло, в исполнении актера Романа Ушакова, это означает «быть как все». Но у него это не получается. Он постоянно натыкается на несоответствие между ним и «быть как все».

Перед свадьбой Марчелло получает специальное задание — убрать врага страны, француза-антифашиста. «Нормальность» того времени позволяет ему совершить это, поэтому он соглашается. Но впереди у доктора Клеричи новая борьба с собой. Ему необходимо забыть о совести, планировать детей, любить молодую жену, то есть приспособиться и быть дальше «нормальным», но уже в другом смысле.

Всё время спектакля зритель полностью погружен в события пьесы. Интересны режиссёрские находки Петра Шерешевского. Сквозной цвет в одежде героев — зеленый. Лейтмотивом он связывает всех персонажей, проповедующих догматы «нормальности». Удачно подобран и актёрский состав: Лидия Марковских, Надежда Черных, Александр Кочеток и другие по-честному работают все три часа спектакля. Некоторые актеры играли сразу несколько ролей. Было понятно, что всё движется по кругу. Одни и те же лица у начальника, матери жены, доктора, служанки, свещенника, отца и врага по политическим интересам.

В камерном театре Малыщицкого нет резкого отделения зала от сцены. Петр Шерешевский воспользовался этой возможность и посадил зрителей по трем стронам сцены. Актеры садились на свободные места, подходили и взаимодействовали с людьми в зале. Конечно, это погружает в атмосферу спектакля и помогает верить происходящему, стать невольным свидетелем событий жизни доктора Клеричи.

В сумасшедшем доме один доктор произносит фразу, связывающую людей современности и эпохи фашизма. Он советует всем принять холодный душ и надеть смирительную рубашку. Неоднократно из шепотов зрителей было слышно: «Как же это современно! Прямо про нас!». Думается, каждый в этот вечер представил себя на месте главного героя и попытался найти свою границу «нормальности»

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.