Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Петербургский театрал. №5. 2018
СМИ:

ВЕТРА И ГРОЗЫ

Премьера спектакля «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон состоялась в Театре Эстрады им. А. Райкина в самом конце минувшего года. Все последующие показы прошли при полном зале. Такой зрительский интерес вполне объясним — в спектакле режиссера Олега Куликова свою первую драматическую роль исполнил Юрий Гальцев.

Его герой — успешный врач с собственной частной практикой. У него прекрасная жена, дочь-выпускница, сын учится в институте и живет отдельно от родителей. В общем, все благополучно. Но вдруг у Игоря (так зовут главного героя) появляется мечта — собственный дом. Нет, не дача, а именно дом, основательный, с аккуратно подстриженным газоном перед окнами, небольшим кабинетом и камином.

Мечта об уютной, комфортной второй половине жизни… Мещанство? Да, возможно. По крайней мере, раньше эти мысли назвали бы именно так. Но герой Юрия Гальцева вызывает симпатию всего зала. Он так эмоционален, так трогателен. По-детски наивно он обижается на своих друзей — они не хотят одолжить ему денег! Как его ранят их приземленность, пустые отговорки, разумные, но совершенно ненужные советы! Одного из таких «разумных» друзей играет Андрей Зибров, его персонаж — один из самых запоминающихся в спектакле.

Мудрая жена (роль в очередь исполняют Татьяна Калашникова и Анна Титова) пытается Игоря остудить. Нет, он обижен на весь свет, хотя сам уже не уверен, нужен ли ему дом. Герой мечется, сомневается, но упрямо идет к своей цели. Получая раны на сердце и разочаровываясь в людях. В своем последнем монологе он словно оправдывается перед зрителями за свою «невысокую» мечту: он хочет дом не для того, чтобы им владеть. Чтобы оставить. Чтобы у сына доктора было то, что ему не смог дать его собственный отец. А еще ему страшно: дети выросли, они неизбежно отдаляются, жизнь перешла экватор. Дом для него — возможность собрать рядом самых родных людей, сохранить свой маленький мирок в этом бесконечно одиноком мире.

Дом у него появится. Настоящий или нет — уже не так важно: когда герой Гальцева выходит на сцену со светящимся домиком в руках, рядом с ним — самые близкие и дорогие люди. Те, кто на самом деле составляют его дом. И, кажется, Игорь после всех обид и разочарований примирился и с собой, и с жизнью, где мы получаем не то, что хотим. Лишь то, что нам действительно нужно. А ветра и грозы — необходимы. Эти слова из песни Евгении Теджетовой (талантливой певицы, трагически погибшей несколько лет назад) стали лейтмотивом спектакля.

Ретро-стилистика музыкального материала отразилась на костюмах — пышные платья героинь, их высокие прически и белые атласные перчатки отсылают к 60-м, когда появился на свет и автор пьесы, и его персонажи. Евгений Гришковец, приглашенный на премьеру, в своем дневнике написал: в Гальцеве как в актере он нисколько не сомневался, знал, что тот справится со значительной серьезной ролью. Он лишь беспокоился, как его пьеса «прозвучит» на сцене эстрадного театра, сам жанр которого предполагает песенное и танцевальное сопровождение. Результатом автор остался доволен. А главное, тем, что свою пьесу он «узнал» (очевидно, это бывает нечасто).

«Дом» для Театра Эстрады — это, безусловно, важный шаг от чистой развлекательности в сторону театра, где есть мысль и душа. Но театра все так же близкого обычному зрителю, по-хорошему легкого и понятного. А еще «Дом» — победа Юрия Гальцева над амплуа комика. Порой во время просмотра возникало чувство, что на сцене он сам, не актер, а просто человек без маски. Гальцев написал заключительную песню спектакля, что изначально не планировалось — текст и музыка родились во время репетиций.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.