Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невский Театралъ. № 3. Март 2016
СМИ:

ВЕЧЕР С КЛЭР И ЖОРЖЕМ

Я ждала этого долго. С тех самых пор, когда в руки случайно попала книга Гайто Газданова «Вечер у Клэр», его первый роман, принесший ему известность. Изумительный русский язык автора зачаровывал. Казалось, я не читала, а слушала музыку. Поразилась, узнав, что Газданов почти всю жизнь прожил в Париже. Эмигрант? Но как ему удалось сохранить такой живой, такой трепетный русский язык? Ему, уехавшему почти ребенком…

Спектакль «Место действия — душа» поставлен по одноименной пьесе петербургского драматурга Зинаиды Битаровой. Пьеса и соответственно спектакль посвящены Гайто Газданову, выдающемуся русскому писателю осетинского происхождения, петербуржцу по рождению, которого в эмиграции называли «русским Прустом». И автор пьесы, и художественный руководитель театра «Остров», режиссер-постановщик Александр Болонин, оба, за одну только попытку овладеть этой темой заслуживают самой высокой похвалы. На мой взгляд, драматург и режиссер совершили творческий подвиг. И это не метафора — поступки, отличающиеся отвагой, совершают не только на полях сражений. Судите сами: пьеса «Место действия — душа» — сложная многоплановая психологическая драма. А театр «Остров» стал первооткрывателем имени Газданова в российском театральном пространстве.

Начинается спектакль явлением на сцену молодого человека, который заявляет, что все это он помнит, а на белом полотне экрана, тут же на сцене, один за другим идут кадры из хроники российских революционных времен.

История сюжета такова. Шестнадцатилетний подросток-доброволец покинул Россию с Белой гвардией и оказался в Париже. Один, без средств к существованию, без связей, без какой-либо поддержки. Спектакль «Место действия — душа» — это глубинный рассказ о выживании, где режиссер Болонин не просто фиксирует события, следующие день за днем, но заставляет нас прислониться к жизни души героя, которая мечется, спотыкается, страдает. Таким образом за спектакль герой проживает, можно сказать, целую жизнь, начиная с детства.

Зинаида Битарова — драматург и поэт. Быть может, в первую очередь — поэт. И дело не в том, что у нее несколько поэтических книг, а в ее способе мыслить. Стихотворные монологи перемежаются с прозаическими диалогами и ритмизованной прозой — своеобразная стилистика драмы подчеркивает полярность образа ее главного героя: жесткость в сочетании с романтизмом и лиричностью. Актер Денис Саков заставляет вслушиваться в монологи Жоржа, ибо именно они обнажают в его герое писателя — он размышляет, вглядывается в детали, анализирует. Расхожая фраза о том, что писателями не становятся, а рождаются, в данном случае вполне уместна.

Писателя не бывает без «привычки жить воображеньем». Героя мучают воспоминания, и события пронимают порой мистический характер. Вот то и дело в самые тяжелые моменты к Жоржу является призрак убитого им десять лет назад (так он думает) на войне анархиста. В дальнейшем именно он оказывается английским писателем Александром Вольфом, подробно описавшим происшествие в степи, именно он явится злым гением нашего главного героя, именно он станет его антиподом, его вторым «я».

Что же Клэр, его первая юношеская, идеализированная до безумия любовь? Если поначалу Жорж с нею робок, и она для него — недостижимая мечта, то, когда мечта сбывается, он испытывает грусть, он сожалеет, что уже не может о ней мечтать. Сцены с Клэр лиричны и трагичны: очаровательная барышня превращается в потрепанную даму с расторможенными влечениями.

Жорж (как и сам Газданов) мечтает писать, но вынужден тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь. Работал он и водителем такси. Ночью в Париже кого только не встретишь! Перед нами проходят различные образы, и самым ярким из них является Жанна Ральди в искрометном исполнении заслуженной артистки России Тамары Исаевой. Ее Жанна, бывшая красавица полусвета, вынуждена теперь «работать» на панели и по-настоящему трагична. Впрочем, все встречи в спектакле — глубоко срежиссированые новеллы.

Сценография спектакля проста и убедительна: потрепанный чемодан, вечный спутник скитальца, несколько стульев, кресло, ширма… Но воображение включается легко — и вы оказываетесь то в нищей комнате, то на шумной парижской улице, то в горах Кавказа, которые в детстве часто навещал герой, то в российской степи, где он уходил от погони на чужом коне.

Своеобразие пьесы и спектакля — в чередовании яви и воспоминаний, которые происходят в пространстве одной души. И три персонажа — Жорж, его призрак-анархист и писатель Александр Вольф — это грани той же одной души.

Актерский ансамбль из пяти человек на сцене живет как одно целое. Помимо главного героя, отлично исполняемого Денисом Саковым, каждый в своем роде хорош. Призрак Вольф — Александр Удалов — бесшабашен, зол, ироничен в облике анархиста, а в облике английского писателя-наркомана циничен, мертвен, безжалостен. Клэр — артистка Мария Эйвазова — кокетлива в роли юной барышни; истерична, жалка — в облике опустившейся алкоголички и наркоманки. Мать Клэр — Ася Шибарова — великосветски безупречная, жесткая, безапелляционная, бессердечная. Жанна Ральди — Тамара Исаева, заслуженная артистка — однозначно благородна в роли великосветской куртизанки, впавшей в бедность, и особенно блистательно исполняет свою роль.

Весь спектакль смотрится зрителем с напряженным вниманием и достигает порой высокой, пронзающей сердце, ноты.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.