Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время. 28.04.2014
СМИ:

ВАМ ПРЕДЛОЖАТ НЕ ХУЖЕ

Детский музыкальный театр «Зазеркалье» обманывает зрителей, называя спектакль «Крошечка-Хаврошечка» фолк-мюзиклом.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» — аналог европейской «Золушки»: сиротство героини, мачеха, злые сёстры, охочие до нарядов, чудеса и «честным пирком да и за свадебку» — счастливый конец. Разве что в отечественном варианте вместо феи — корова, так зато волшебной палочки не надо: влезла в одно коровье ухо, вылезла из другого — и дело в шляпе… А если серьёзно, эта сказка учит терпению, добру, любви, жертвенности и, как любая сказка, вере в то, что всё на свете равновесно: за чёрной полосой неминуемо приходит белая, несущая вознаграждение за всё, что герой претерпел раньше. Вместить всё это в музыку, сохранив народный колорит и приблизив историю к современному искушённому маленькому зрителю, захочет далеко не каждый композитор.

Анастасия Беспалова в союзе с автором либретто Евгением Фридманом справилась с задачей блестяще, следуя оперным канонам (арии и речитативы налицо) и проявив недюжинный музыкальный юмор. С учётом облегчённой структуры (без увертюры и интерлюдий) получилась опера для детей, отголосками классики и даже известного циркового марша адресующая слушателя к известным музыкальным произведениям, рождая позитивные ассоциации. Однако избранное театром определение жанра остановки никуда не годится: оперу трудно перепутать с мюзиклом, а уж фолкмюзиклом и подавно.

Единственное, что бесспорно с приставкой «фолк», так это оформление спектакля Ольги Чичилановой художником-постановщиком Сергеем Новиковым. Идея ткацкого станка как нельзя лучше отвечает сюжету сказки. Половик с вплетёнными в него пеньковыми канатами и сами канаты, тремя скруглёнными ярусами украшающие сцену, становятся идеальным фоном для игры света и цвета, созданной Игорем Тупикиным. В ходе смешения проекций, направленного и рассеянного света уже в начале спектакля возникает иллюзия создания прямо на сцене тканого полотна с надписью «Хаврошечка», для которого висящие канаты являются основой. Не менее эффектно на полосатом колеблющемся фоне канатов смотрятся иллюзии зелёного леса, световые имитации снега или дождя. В финале из пеньки возникнет кружевное плетение и ствол чудесной яблоньки, ветви которой слушаются только главную героиню.

Прошлогодняя выпускница СПбГАТИ Ольга Васильева (сопрано, лауреат премии «Золотой софит» 2013 года) по возрасту и внешнему облику весьма убедительна в роли Хаврошечки (большинство зрительских букетов направляется именно ей). Под стать девушке-тростинке и добрый молодец Трошка — Сергей Ермолаев (тенор), внешность которого копирует образы героя-мужчины из фильмов Александра Роу. Не менее хороши и сёстры Одноглазка, Двуглазка, Триглазка и их мать Хозяйка — сильный квартет сопрано в составе Елены Заставной, Юлии Андрушкевич, Юлии Хуторецкой и Елены Терновой, характерность которой помогает создать шедевр из любой роли. Художник делает из совсем не святого семейства подлинных ведьм: особы с ярко-красными косами с ног до головы одеты в чёрное, а на кокошниках хищным красным цветом горят глаза, определившие имена злодеек. Чернота их нарядов сбалансирована пёстрыми одеждами крестьян, солдат и… коров, рога которых заменяют повязанные особым образом платки в горошек, а копыта — берёзовые чурочки. Но главное, что на сцене «Зазеркалья», как всегда, от души веселятся в рамках замысла, пусть и не отвечающего заявленному жанру, но находящего отклик в зрительном зале.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.