Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

INFOSKOP. Сентябрь 2022
СМИ:

В ПРЕДЧУВСТВИИ СЧАСТЬЯ?

За месяц до окончания своего прошлого рабочего сезона Театр им. Ленсовета выпустил премьеру, на первый взгляд, традиционно-безмятежную, но если пояснить, что чеховский «Вишневый сад» здесь поставил режиссер Уланбек Баялиев, то станет понятно, что безмятежностью дело не обойдется.

Мое поколение проходило «Вишневый сад» в школе. Читали по ролям на уроке, анализировали поступки и слова героев, заглядывая, так сказать, в бездонную и непонятную большинству населения земного шара русскую душу. Без Чехова, конечно, и нынешнюю школьную программу представить трудно, но, боюсь, его произведения давненько в ней кроме литературного разбора никаким другим разборам не подвергаются. Оттого сегодня на классические названия все чаще приходят зрители, чье восприятие не замутнено как штампами, так и размышлениями «на тему». Для современных режиссеров — сплошное благо: как перескажут классику, куда ее «сошлют», с тем зритель и уйдет домой…

Действие комедии про пустопорожние сожаления отечественных бездеятельных говорунов Баялиев переносит в традиционный японский дом, имеющий традиционные скользящие двери, открывающие в нужные моменты не менее традиционный вид на вишневый сад, находящийся на фоне задника. Стилизация «под Японию», созданная художником-постановщиком Евгенией Шутиной и художником по свету Денисом Солнцевым, божественно хороша, особенно во втором действии. Особенно под музыку Ивана Волкова, специально написанную для постановки. Сочетание белого, красного и черного придает графичность происходящему на сцене. Мелькание зонтиков, благородство линий кимоно, плавные движения подражающих восточной культуре артистов завораживают. Эстетическое наслаждение безусловно. Сложнее с проникновением в глубины режиссерской мысли. Впрочем, мысль о том, что из лакея Яши со временем может вырасти старик Фирс, кажется вполне четкой. Обоих слуг в доме Раневской играет Олег Сенченко, волшебным образом преображающийся как в вышагивающего подиумной походкой Яшу, так и в согбенного Фирса, явно занимающегося в усадьбе сизифовым трудом. С Раневской в исполнении безупречной Анны Ковальчук тоже все ясно: красоте идет сентиментальная бездеятельность. Большим и нелепым ребенком выглядит так и не повзрослевший брат Раневской Гаев в исполнении громогласного Олега Андреева. Хороша Дуняша-Галина Журавлева, образчик типажа «из грязи в князи». Сложнее понять трансформации и сущности других героев. Лопахин, которого играет Олег Федоров, сдержан настолько, что мотивация его поступков кажется туманной. Оттого буйная его и Вари-Дарьи Циберкиной радость по поводу окончания жизни в старом доме становится загадкой — в противовес весьма спокойным в предчувствии счастья Ане и Пете (Римма Саркисян и Антон Багров). Так же необъяснимы Шарлотта Ирины Ракшиной и Епиходов Марка Овчинникова: если они — парочка ряженых клоунов на фоне утонченно японизированной интеллигенции, то это кажется слишком примитивной задумкой. Хотя в загадочности ребуса, предложенного Баялиевым публике, вероятно, есть дань времени, требующему от нас поиска новых смыслов, зиждущихся на старых основах. Для предчувствия счастья порой приходится изрядно потрудиться…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.