В Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества состоялась премьера музыкально-драматического спектакля по мотивам сказок А. С. Пушкина «Три чуда».
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» объединены в красочное мультимедийное действо. Одно чудо плавно перетекает в другое, скользят причудливые силуэты театра теней, сменяют друг друга диковинные картины и герои, звучит музыка русских и зарубежных композиторов — зритель погружается в атмосферу чарующую, завораживающую, волшебную…
В постановке Аллы Масловской нет ничего пустого, назывного; слова и смыслы обретают формы, становятся субстанциями осязаемыми, практически «видимыми». Умение наполнять и насыщать окружающее пространство характерно для всех работ петербургского режиссера, вне зависимости от технических характеристик площадки и количества персонажей. Точно так же «оживают» сказки, исполняемые в рамках абонементов «Музыка и сказка» («Мюзик-Холл») и «День рождения сказки» (Дворец Белосельских-Белозерских) одним актером в сопровождении оркестра.
Филармония для детей и юношества — находка для постановщика. Театрально-концертная площадка располагает симфоническим оркестром, солистами-вокалистами, драматическими артистами, актерами-кукольниками и — открыта для творческих экспериментов.
Музыкальным руководителем спектакля стал директор, художественный руководитель и главный дирижер Детской (как она называлась прежде) филармонии маэстро Михаил Голиков. Именно он находился в день премьеры за дирижерским пультом (во второй премьерный показ место за пультом занял Дмитрий Ноздрачёв) и со свойственным ему артистизмом управлял музыкантами. Партитура «Трех чудес» «сконструирована» из фрагментов сочинений Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Грига, Шостаковича, Сметаны, Лядова и Прокофьева, что предопределило ее изысканность. Важной составляющей постановки стали оригинальная хореография Виктории Зайцевой и пестрые, «говорящие» костюмы Ольги Скурихиной.
Чтобы маленькому зрителю было проще следить за сюжетными хитросплетениями (сказки идут в сокращенном виде, но стройность повествования не пострадала), в спектакль введены дополнительные персонажи — Солнце (Антон Обухов/Константин Сироткин), Месяц (Росина Цидулко) и Ветер (Александр Блинов/Игорь Гоппиков), с которыми связана сатирическо-юмористическая линия.
Помимо театра теней, о котором упоминалось выше и который стал фирменным знаком постановок Масловской, важная роль отводится артистам кукольной труппы в составе Ольги Кондратенко, Александра Лозицкого, Александры Назаровой и Татьяны Шиняевой и их веселым партнерам (художник по куклам Елизавета Гуляева). Таким образом, на подмостках разворачивается действие — в полной мере синтетическое, с колоритным и разнообразным визуальным рядом (сцены из мультипликационных фильмов, а также живопись и графика видеохудожника Олега Егорова) и множеством забавных штрихов/деталей.
Самое любопытное, что происходящее увлекает не только малышей и их родителей, но и самих актеров: кажется, что последние получили возможность вдоволь наиграться и поимпровизировать. В каждом сюжете существуют маленькие «подсюжеты», более полно раскрывающие отношения персонажей. Например, между неугомонной Царицей-мачехой (Анастасия Чернова) и ее довольно капризным Зеркалом (Анастасия Овсянникова), весьма своеобразно взаимодействующими друг с другом в известном эпизоде «Свет мой, зеркальце, скажи». Актерский дуэт Черновой — Овсянниковой достоин внимания экспертов ежегодного фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям».
А еще в спектакле есть самые настоящие Шамаханская царица и Царевна Лебедь в исполнении обладательницы искрящегося льдинками-колоратурками лирико-колоратурного сопрано Эльвиры Кисляк. Молодая певица, к слову, выпускница Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова (класс профессора Татьяны Шорлуян), с блеском спела арии из опер Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане». Ария Салтана прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов баса Александра Минченко — участника практически всех оперных постановок Филармонии для детей и юношества.
«Три чуда» стали первой — после большого перерыва и после назначения нового директора — премьерой Филармонии для детей и юношества. Если считать ее «первой ласточкой», предопределяющей дальнейший полет, то полет этот должен быть успешным.
Комментарии (0)