Мюзикл «Искусство жениться» на музыку Владимира Баскина и либретто Евгения Муравьева стал подарком петербурженкам к 8 марта. Этот спектакль показали в Театре Эстрады имени Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) в праздничные дни, погрузив лучшую половину человечества в мечты о прекрасной любви и удачном замужестве. Остроумная комедия Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», по мотивам которой создана постановка в театре, руководимом Юрием Гальцевым, была написана в 1894 году.
И уже на следующий год состоялась премьера: сказать, что спектакль был благосклонно принят зрителями и критиками — это ничего не сказать. Остроумие английского драматурга довело публику до такой истерики, что постановку пришлось прервать.
Это были годы головокружительной славы Оскара Уайльда и такого же стремительного падения в тюрьму и ссылку. К счастью, «великосветская комедия» была написана до того, как писатель был отправлен на каторжные работы. Она создана еще тем саркастичным и блистательным модником, остроты которого передавались из уст в уста в великосветских салонах. Этими колкостями и меткими выражениями буквально усыпана постановка Театра Эстрады, и уже за это хочется поблагодарить ее создателей.
А если принять во внимание, что Оскар Уайльд, к сожалению, не частый гость в российском кинематографе и на театральных подмостках, то можно сказать, что подарок к Празднику весны получился роскошным. В «Искусстве жениться» прекрасно все: начиная с декораций, выполненных в стиле, сплавленном из модерна и стимпанка, и заканчивая костюмами (художник-постановщик — Ирина Зайцева), не говоря о музыке и игре актеров.
Интрига закручена довольно лихо: например, есть опасность запутаться в количестве Эрнестов. В английском варианте названия комедии Уайльд использовал каламбур: дело в том, что слово Earnest, означающее «серьезный», созвучно имени Эрнест, которым представляются два главных героя пьесы. Но назвать их серьезными людьми невозможно — скорее, эгоистами, прожигающими жизнь до тех пор, пока в их жизни не возникает любовь.
Богач Джек Уординг (актер Сергей Сафронов) живет в респектабельном поместье и воспитывает юную Сесили, опекуном которой он является. Иногда Уординг сбегает от сельской рутины в Лондон, где превращается в Эрнеста и ведет весьма распутный образ жизни. Его друг Алджернон Монкриф — такой же юный бездельник — прикидывается Эрнестом, когда попадает в поместье Уординга, чтобы познакомиться с загадочной Сесили.
В финале выясняется, что и Джек, и Алджернон — родные братья. Но этого мало: одного из них и вправду при рождении назвали Эрнест…
Автор постановки — известный режиссер, автор самых успешных спектаклей Театра эстрады Владимир Глазков. Он давно зарекомендовал себя как настоящий мастер легкого жанра. Глазкову удалось сохранить аристократичный английский юмор, подчеркнув его вполне современным российским. Не смотря на такое прочтение «Искусства жениться», в котором актеры частенько употребляют словечки, не свойственные для Британии XIX века, получилась постановка, несущая атмосферу викторианской Англии. Джентльмены во фраках, как водится, выпивают благородные напитки и звонят в колокольчик, чтобы вызвать слугу. Дамы в красивых нарядах и шляпках требуют объяснений, поклонения и сэндвичей с огурцом к чаю. Все, как должно быть в светском обществе конца позапрошлого века.
Кстати о слугах: их в спектакле двое — и обоих, причем разновозрастных, блестяще сыграл Кирилл Петров. В первом акте он играет «великосветского» молодого слугу Алджернона Монкрифа. Попивая шампанское и зачитывая афоризмы Уайльда, он прекрасно поет и танцует в обществе четырех фей. Эти прекрасные девушки появляются на сцене с первых мгновений спектакля, оживляя действие танцевальными номерами.
Во втором акте, который проходит в загородном поместье, Петров играет престарелого дворецкого, что не мешает ему двигаться так же бодро, как и в Лондоне, заказывая экипажи для господ. Оба слуги существуют в спектакле не только для того, чтобы произнести «кушать подано». Петрову удалось сделать две яркие роли, безусловно украсившие постановку.
Кордебалет из четырех изящных актрис в изысканных туалетах становится прекрасным дополнением к 22 эстрадным номерам на музыку Владимира Баскина, бывшего музыкального руководителя Театра Эстрады. Они динамичны и мелодичны, и не кажутся каким-то искусственно привнесенным дополнением в спектакль. Наоборот — «арии» главных героев органично вписаны в действие и впечатляют таким же остроумием, как и цитаты из Уайльда.
В «Искусстве жениться» действие построено по законам мюзикла: иногда там поет даже леди Брэкнелл (Светлана Плащевская) — главный антагонист влюбленных пар, — хотя, казалось бы, она должна быть чопорной и сдержанной. Она — властная и расчетливая мать Гвендолин, невесты Джека Уординга. Леди Брэкнелл красива, благородна и нежна, когда того требуют обстоятельства, но чаще отдает приказания железным голосом, что не мешает ей затем виртуозно исполнять вокальные партии.
В финале совершенно неожиданно, как в общем и должно быть, зритель видит три счастливые, помолвленные влюбленные пары, воссоединение двух братьев и вполне довольную леди Брэкнелл, козни которой, к счастью, никому не помешали.
В Театре Эстрады премьера «Искусства жениться» состоялась в ноябре прошлого года. Получился очень живой и динамичный музыкальный спектакль. В нем на одной сцене блистают молодые, но уже узнаваемые ученики Юрия Гальцева, и такие популярные, всем известные актеры, как например, Виктор Кривонос, лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита», народный артист РФ, сыгравший влюбленного пастора-ханжу.
Об этом спектакле можно рассказывать бесконечно, но самый главный вердикт ему вынесла публика: на «Искусстве жениться» — всегда аншлаги, всегда смех, всегда овации и цветы…
Комментарии (0)