Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

СПЕКТАКЛЬ «ФАБУЛАМАХИЯ»

«Фабуламахия» — попытка совместной работы инженерного театра «АХЕ» (режиссеры и художники — Максим Исаев и Павел Семченко) и молодых артистов Большого театра кукол в нетеатральном пространстве: представление происходит в помещении Студии документальных фильмов на Крюковом канале. А само устройство зрительного зала (зрители окружают сцену с трех сторон) намекает, что это арена или ринг. «Фабуламахия» и заявлена как литературный поединок. Четыре куклы — четыре персонажа, напрямую ассоциирующиеся с петербургским текстом русской литературы (Старуха-процентщица, Евгений Онегин, Чижик-Пыжик и Человек Рассеянный) выясняют, кто же из них самый-самый — вступают в состязание друг с другом, соответственно, пара на пару. Выигравший персонаж, по задумке авторов спектакля, становится «единственным и абсолютным Властителем Дум Петербурга» (программка). Сами куклы, «Боевые литературные машины» (опять-таки программка) — мобильные трехметровые объекты, словно сошедшие с картин Босха.

«Фабуламахия» — интерактивное зрелище. К зрителям обращаются ведущие-арбитры — Максим Исаев и Павел Семченко, спрашивают о том, кто сойдется в первом поединке, комментируют происходящее на сцене-арене, принимают ставки на финальный бой, призывают активнее болеть за того или иного участника состязаний. То есть, сидящим в зале достаточно недвусмысленно намекают, что это соревнование — штука крайне серьезная, чуть ли не вселенского масштаба — пришло, мол, время разобраться с петербургскими мифами-легендами. Но с размахом замысла как-то слабо соотносится выбор дисциплин для соревнования (футбол и перетягивание каната). Заявленная вселенская битва оборачивается чуть ли не досуговыми мероприятиями в летнем лагере. Чего не хватает «Фабуламахии» так это масштаба. «Титаномахия», «сокрушительная битва», «гиганты», «боевые машины», «побоище гигантских кукол» — все это, увы, только текст пресс-релиза. Чего сокрушительного в трехминутном перебрасывании мячика? Что титаническое кроется в перетягивании каната? Притом, «Фабуламахия» совсем не лишена привлекательности и занимательности. Чего стоят, например, герои состязаний — жутковатые арт-объекты. Или насыщенная и разнообразная звуковая партитура (композитор — Николай Судник), нагнетающая напряжение и создающая боевое настроение.

Пожалуй, самый сильный момент «Фабуламахии» связан со сломом ожиданий. Вот жеребьевкой разбили бойцов на пары, вот артисты БТК выкатывают «боевые литературные машины», азартно покрикивают и угрожающе хлопают движущимися частями кукол. Короткая пауза, кажется, еще несколько мгновений — битва начнется, и победит только тот персонаж, который сможет передвигаться, которого не сломают — в самом прямом смысле слова. И все напряжение моментально снимается, стоит арбитру предъявить большой пляжный мяч, который и предстоит забивать в ворота противника.

Синтез, одновременное сочетание серьеза и иронии (мы играем в битву века и одновременно стебемся и над битвами, и над мифами), двойственность интонации, похоже, были задуманы изначально, но на премьерном показе пока получалось только чередование: то серьез, то шутка.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.