Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Театральный подвал. №33. Ноябрь 2012
СМИ:

«СЦЕНЫ ИЗ АКТЕРСКОЙ ЖИЗНИ»

Сегодняшний театр взял курс на новые формы. Реформаторы, заручившись поддержкой властей, приходят к руководству театрами и решительно переиначивают их привычный уклад. Бурный натиск молодой режиссуры очевиден. Рядом с этим мощным потоком смелых исканий, ниспровергающих устои экспериментов, не сразу заметны ручейки актерских починов, образующих в океанических просторах нашей театральной жизни неспешное, но сильное течение так называемой актерской режиссуры, оказывающее существенное влияние на климат творческих коллективов.

Путь из артистов в режиссеры не нов и даже традиционен. Поэтому не стоит ссылаться на имена известных мастеров — список их огромен. Речь о другом: в чем причина столь массового исхода в режиссуру именно в последнее время? Отчего неймется господам артистам? Что толкает их к высказыванию? Три ярких сюжета из петербургской театральной жизни, быть может, могут подсказать ответ.

Парадоксальным образом чеховские персонажи фигурируют в спектакле Театра на Васильевском, где дебютировал как режиссер Артём Цыпин. Он впервые в России в собственном переводе поставил пьесу модного американского драматурга Джейн Мартин. И этот спектакль, как и леваковская «Чайка», — актерская исповедь, где артисты стремятся рассказать о себе и своей профессии. «Антон и шоу-бизнес» — комедия, построенная на игре отражениями. Актрисы провинциального шоу — а их восемь — поют, танцуют, меняют образы, перевоплощаются в мужчин, влюбляются, флиртуют и… мечтают сыграть роли в «Трех сестрах» «одного русского». Режиссер усложняет постановочную задачу: наши актрисы Театра на Васильевском показывают, как американцы играют русских — а это уже многократное отражение. Следуя указаниям автора, он и мужские роли поручает женщинам. Что предполагает еще больший эффект отстранения и обострение комедийных приемов, игру масками, азарт лицедейства и… жесткую конструкцию смыслов.

В пьесе — трагикомедия актерской жизни. Иронией — то горькой, то снисходительной — окрашена каждая реплика персонажей. Цыпин же ставит мелодраму на чеховские темы в лирических тонах. Он повествует о несбывшихся мечтах, о горечи утрат, превратностях судьбы… Но главное — о жертвенном служении сцене: артист готов играть всегда — без денег, без гарантии успеха и даже в ожидании близкой смерти. Заявленный прием отстранения к финалу был напрочь забыт. Что зрителей ничуть не огорчало, поскольку возможность сострадать героям сегодня на театре редкость. Зал аплодировал создателям спектакля, а за ними в глубине сцены стоял никому не надобный манекен в изысканно-прекрасном платье дамы чеховской поры, безмолвно напоминания об упущенных режиссером возможностях.

Так кто же те, кто выступает на подмостках? Комедианты, чей удел за плату веселить народ, или заложники таланта? Артисты сегодня настойчиво пытаются отрефлексировать на подмостках свою профессию и свое место в ней.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.