Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

РАЗБУЖЕННЫЙ ШЕКСПИР

На фестивале «Звезды белых ночей» состоялась первая балетная премьера — Джорджа Баланчина «Сон в летнюю ночь». Забавное соседство на афише заголовков «Звезды белых ночей» и «Сон в летнюю ночь» привело к появлению ночи в квадрате, а если учесть, что в репертуаре театра есть и одноименная опера Бриттена, то «Ночь» получилась в кубе. Рассказывает ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.

Спектакль 50-летней давности («Сон в летнюю ночь» поставлен в 1962 году) по концентрированности действия можно именовать «балет в кубе»: предельно доходчивый сюжет, классический танец в форме развернутых хореографических сюит, речитатив пантомимы и гротеск «низкого» искусства. Сюжет пятиактной шекспировской пьесы в балете Баланчина мчит со скоростью сверхзвукового самолета. За час с лишним хореограф утрамбовал и спрессовал абсолютно все сюжетные линии, чтоб расслабленно выдохнуть во втором действии и погрузиться в розовое марево облаков классического танца — свадебной сюиты, когда все счастливые пары дружно отправились в ЗАГС.

Во «Сне» 58-летний Баланчин ностальгирует и фонтанирует воспоминаниями о петербургско-петроградском детстве, когда он, воспитанник Императорского театрального училища, принимал участие в драматическом спектакле «Сон в летнюю ночь» на сцене Александринского театра. Реминисценции того, давнишнего драматического спектакля спустя полвека ожили в его фантастическом балете в веселой суматохе эльфов, фей и бабочек с участием маленьких учеников Академии русского балета, в близком следовании тексту Шекспира, в нарочитой пластической «декламации» пантомимных эпизодов. Этот баланчинский балет необходим Мариинскому театру хотя бы потому, что в нем одновременно задействованы пять пар ведущих солистов, каждая из которых исполняет как минимум полноценное pas de deux. В современном балетном репертуаре найдется немного спектаклей со столь высокой интенсивностью выходов премьеров в течение одного вечера.

Самая-самая главная пара — царица эльфов Титания и ее супруг Оберон — наделены Баланчиным танцем со щедростью необыкновенной: у них и томно-страстные дуэты, и виртуознейшие сольные вариации, и речитатив пантомимы, и прелестная полутанцевальная жанровая сценка очарованной Титании, влюбленной в осла Основу. На премьере в главной партии выступила Виктория Терешкина, балерина, способная с редкостной легкостью преображаться согласно заданным условиям, а ее удивительная пластическая отзывчивость к малейшим танцевальным нюансам и оттенкам ставит госпожу Терешкину в категорию виртуозов премиум-класса. Ее партнер — Тимур Аскеров в партии Оберона на заданную балериной высоту подняться не смог: пока он более ремесленник вроде ткача Основы, честно разучившего текст и мизансцены и полагающего, что этого вполне достаточно. Выступающий в этой партии во втором составе Константин Зверев (его удалось увидеть на генеральной репетиции) более пластически раскован; аристократический «породистый» облик танцовщика проецируется и на его манеру исполнения: его Оберон даже в статике предстает холеным и лощеным повелителем, которому очень сложно отказать в его желаниях.

Еще три pas de deux распределены между «реалистическими» персонажами: Гермией и Лизандром (синие костюмы), Еленой и Деметрием (красные), Ипполитой и Тезеем (черные). Красные и синие пребывают либо в блаженном любовном угаре, либо в весьма агрессивном состоянии неразделенной любви. Дамы не гнушаются в борьбе за жениха вцепиться друг другу в волосы, а Деметрий готов дать хорошего пинка приставучей Елене — вполне в духе советского драмбалета, а хореография этих сцен практически неотличима от сочинений Ростислава Захарова, породившего (а впоследствии и умертвившего) данное направление. Наиболее эффектна в хореографическом отношении партия Ипполиты, царицы амазонок — в боевой напористой манере, с обилием двойных вращений, фуэте и больших прыжков. На генеральной репетиции эту роль исполнила Александра Иосифиди, балерина статная и горделивая, и ее предводительница амазонок действительно способна за собой увлечь войско, и не только женское. Екатерина Кондаурова, танцевавшая на премьере, трактовала образ Ипполиты в стиле стервозной Одиллии. Пятое pas de deux досталось безымянным солистам в розовых костюмах — во втором, «свадебном акте» они минут пятнадцать сливались в эмоциональном экстазе на фоне задника, имитирующего плафоновую живопись Тинторетто с пухлыми амурами. А еще в спектакле есть Пак, заливисто хохочущий и выделывающий ногами всевозможные танцевальные «тру-ля-ля» (похвалы заслуживают оба исполнителя — Илья Петров и Василий Ткаченко), прелестная Бабочка Светланы Ивановой, вносящая в спектакль нотку декаданса: ее хрупкий мотылек словно балансирует на грани реальности и фантастики.

В общем, «Сон в летнюю ночь» — сплошные приобретения для любителей балета и профессионалов. Родители могут с детьми сходить на первый, «сюжетный» акт, поклонники баланчинских танцевальных формул могут являться сразу ко второму акту.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.