Спокойная, до анабиоза, петербургская театральная жизнь, как выяснилось, устраивает далеко не всех. Некоторые руководители театров пытаются идти в ногу со временем или хотя бы с Москвой, где в театрах происходит всё с точностью до наоборот — премьеры, о которых говорит вся страна, режиссеры, становящиеся властителями дум, ну и без скандалов тоже не обходится. Вот и в «Русской антрепризе имени Андрея Миронова» сначала как-то умудрились заманить на постановку «Бесов» самого востребованного и самого скандального московского режиссера Константина Богомолова, который выпустит здесь новый спектакль к концу года, но еще до приезда московской звезды вспомнили про собственную гордость и решили выпустить что-то свое в богомоловском стиле. На эксперимент пошел режиссер Влад Фурман, который взялся за «Маленькие трагедии».
Не только «для чтения»
«Пьесы для чтения», как назвал свое произведение, написанное в период Болдинской осени, Пушкин, давно уже стерли границы жанра — «Маленькие трагедии» активно ставят в театрах и экранизируют. Самый знаменитый отечественный фильм в 1979 году снял Швейцер, и блистали в нем Высоцкий, Смоктуновский, Золотухин и другие знаменитые советские актеры. Сегодня это уже классика. На которую надо равняться, но не надо повторять.
В «Русской антрепризе» пошли своим путем, близким к московскому, вернее к московско-богомоловскому. То есть предельно осовременили постановку. Правда, в отличие от работ Богомолова, который очень любит увидеть политический подтекст в любом произведении и даже Бориса Годунова превращает в политического деятеля, ездящего по пустой столице на машине с мигалкой, Влад Фурман ни на какие злободневные моменты не намекает. Он просто перенес действие произведения Пушкина примерно в наше время. Примерно, потому что периодически происходящее на сцене все-таки возвращается к «истокам». Но в целом его «Маленькие трагедии» все-таки про наше время. Где есть место рваным джинсам, жвачке, бутылке колы, черным очкам и прочим атрибутам современности. Ну а почему бы и нет?
Охрана для Донны Анны
Вот, например, корчится в приступе жадности скупой барон в блестящем исполнении Евгения Баранова, а потом надевает вполне сегодняшний военный пиджак с орденским планками и идет во дворец. Такой вот жадный отставник — вполне реальная картинка.
Пляшет на кладбище стильный Дон Гуан в не менее блестящем исполнении Алексея Морозова. А тут и Дона Анна (харизматичная актриса Мария Мещерякова сыграла одну из самых ярких своих ролей) прибывает в кортеже с охраной (вот он, привет от Богомолова). В солнцезащитных очках, за стеклами которых прячется растерянность, и в длинном черном пальто она очень напоминает некоторых нынешних светских львиц. Внешняя холодность и тщательно скрываемый внутренний огонь — такой увидели Донну Анну режиссер и актриса. Кстати, эта часть спектакля — самая сильная. И самая внятная. Остальные сюжеты неплохо бы подтянуть именно к истории Дон Гуана.
Потому что десять Сальери, олицетворяющих, видимо, многоликое зло, только вносят путаницу. И Моцарт, которого играет все тот же Алексей Морозов, теряется в этой толпе, сидящей как на партийном собрании за длинным столом. А «Пир во время чумы», где все пляшут в противогазах, решен оригинально, но не очень уверенно. Но учитывая, что прошли только первые спектакли, можно надеяться, что в дальнейшем появятся и уверенность, и четкость.
Школа звезд
Надо отметить, что в «Маленьких трагедиях» почти все актеры играют по несколько ролей. Например, Евгений Баранов и Скупой рыцарь, и Сальери — повезло. Театр «Русская антреприза» вообще отличается трепетным отношением к актерам — именно здесь многим из них предоставляют возможность сыграть то, что они «недоиграли» в своих театрах. И, естественно, в такой ситуации они себя не жалеют — выкладываются по полной. Поэтому называть всех участников спектакля поименно не будем — достаточно сказать, что в нем сплошные актерские удачи. А это уже немало. Хорошей игрой можно вытащить практически любой замысел. Если к этому еще добавить текст Пушкина и оригинальность режиссерской задумки, то вполне можно претендовать на зрительский успех. Ну а если всё сложится, то нам не надо будет приглашать московских звезд — свои вырастут.
Комментарии (0)