Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СТРАСТЬ

Театр им. Ленсовета первым в Петербурге поставил пьесу американского драматурга Трейси Леттса «Август: Графство Осейдж».

История постановки драмы Леттса складывается более чем успешно. Сюжет о распаде большого семейства полтора сезона лидировал на бродвейской афише, а автор был награжден Пулитцеровской премией. Голливуд готовит пьесу к экранизации с Мерил Стрип и Джулией Робертс. В России две первые постановки в Омском театре драмы и новосибирском «Глобусе» были номинированы на «Золотую маску».

В постановке режиссера Петра Шерешевского в Театре им. Ленсовета жизнь обитателей графства Осейдж катится ко всем чертям. Помост заполнен стопками никогда и никем не читанных книг (видимо, работами отца-литератора). Ко второму действию пространство полностью расчищают, на сцене остается одинокая винтовая лестница.

Главная героиня — больная раком и давно подсевшая на наркотики мать семейства Вайолет. В исполнении великолепной Елены Комиссаренко она выписана неспокойной и мнительной женщиной с колоссальной амплитудой колебания настроения. Она как противоречивый дирижер среди своего многочисленного разноголосого семейства: сестру, дочерей, их мужей, женихов и детей поочередно она принуждает к откровенности. Одна сестра в стадии развода, другая выходит замуж в январе, третьей удалили матку. Единственное, что их объединяет и заставляет собраться, — похороны отца. На детективную историю его пропажи и самоубийства свет проливают реплики Вайолет. В момент обсуждения наследства Вайолет, как заведенная, повторяет: «Все деньги, деньги, деньги мне» — и нервно подергивает рукой. Она напоминает бестолковую птицу — одного из сдохнувших в ее доме попугайчиков.

Старшая дочь Барбара (Анастасия Самарская) с матерью в особенных отношениях. Она не просто интонационно передразнивает ее с самого начала, но и подкидывает идеи для чудачеств, например, провоцируя уморительную сцену «на смертном одре». В финале первого действия она же скажет победоносно: «Теперь главная я». Скажет и ошибется. Во втором действии героиня Комиссаренко предстанет подчеркнуто вялой, да еще и в наряде, похожем на смирительную рубашку, но еще полной сил. Бессмысленная борьба продолжится, это трагично констатирует муж Барбары, говоря в порыве отчаяния, что дело на ближайшие лет сорок у этих женщин есть точно — ссориться и мириться. Вайолет выбрала самую сильную из своих дочерей, чтобы «разделить» самоубийство мужа на двоих. Ведь она не стала звонить мужу сразу, как нашла его записку. А могла, он этого ждал. Впрочем, желание Вайолет не означает готовность делить первенство: в финале она катается по полу и будто исполняет финальную арию: «Нет никого сильнее меня!»

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.