Театр им. В. Ф. Комиссаржевской стал первооткрывателем на отечественной сцене французской комедии, премьера которой состоялась… в 1709 году. Постановка «Тюркаре» Алена Рене Лесажа в Париже в XVIII веке вызвала скандал и даже спровоцировала покушение на автора. И вот теперь пьеса эпохи Просвещения возникла на афишах Петербурга и, как ни странно, оказалась современной.
Может показаться, что поставленный Игорем Коняевым «Тюркаре» — спектакль без особых притязаний, незамысловат и жизнерадостен. Эдакая блестящая бонбоньерка, стилизация под рококо. Понятно, как сделано, легко объяснить, кому и для чего адресовано. Те, кто захотел приятно провести вечер, будeт довольны увиденным зрелищем.
На сцене в ярких костюмах и пышных серебристо-белых париках среди огромных золоченых рам (художник А. Запорожский) в музыкально-пластическом сопровождении разыгрывается плутовская комедия о том, как лукавством, шантажом и обманом устраивают себе приятную жизнь баронесса, деляга, маркизы, торговка и прочие пройдохи и проходимцы. А побеждает, как обычно, «третья сила», представленная любовной парочкой сметливых слуг. Все персонажи пьесы нелепы, смешны и даже обаятельны в своем стремлении перехитрить ближнего.
Вот тут-то и возникает несообразность. Острая комедия нравов перелицована в забавный анекдот. Умиляясь простодушному коварству персонажей, создатели спектакля остались равнодушны к сатире, которая определяет смысл затейливо закрученной Лесажем истории дельца Тюркаре, начавшего карьеру с должности лакея и посредством махинаций обретшего огромнейшее состояние. Описанные автором 300 лет назад события оказались на диво схожи с теми, что происходят в наши дни. И режиссер в своем спектакле, поставленном по, казалось бы, давно забытой пьесе, показал, что все пороки по-прежнему при нас: к сожалению, нравы ничуть не изменились.
Спектакль порадовал открытием давно знакомой труппы. В событийной наглядной драматургии артистов увлекла возможность озорной игры, где образы допускается утрировать, выпячивать их несуразности и при этом оставаться достоверными. Минуя мелкое бытоподобие, им удается показать главнейшие черты своих героев.
Галерея современных типажей (любителей красивой жизни) разнообразна и богата. Прелестной дорогой игрушкой ежеминутно ощущает себя вдовствующая баронесса (Е. Игумнова). Ложь, страсти — все для нее, кокотки, понарошку. Среди персонажей и нагловатый альфонс-тусовщик с повадкой стриптизера Шевалье (А. Анисимов), и вечно эстетствующий в пьяной дымке маркиз из круга не знающей куда себя девать «золотой молодежи» (Е. Иванов), и хитрая торговка госпожа Жакоб, стремящаяся представлять себя милейшей светской дамой (Т. Самарина). Герои представления возникают на подмостках, как упоенные успехом бенефицианты, которым другие должны подыгрывать или же быть безликими статистами. Каскад парадных выходов расцвечивает своими появлениями самодовольный Тюркаре (В. Богданов), а позже и его экстравагантная супруга (Е. Симонова). Нахрапистая г-жа Тюркаре — карикатура на ошалевших от вседозволенности богатых выскочек. И эта роль — высказывание. То, чего недостает спектаклю в целом: точности актерской мысли, внятности оценок происходящего.
Высмеивая гламурную красивость, создатели спектакля сами попадают в ее силки. Стремление из сатиры делать водевиль обрекло спектакль на легковесность. В финале, обведя всех вокруг пальца, лакей Фронтен (В. Крылов), оставшись наедине с подружкой, игривой и расчетливой Лизеттой (замечательный дебют В. Репецкой), произносит реплику почти зловещую: «Итак, царство Тюркаре кончилось, начинается мое!». И зрители должны бы ужаснуться или хотя бы насторожиться. Но нет! Обман для этой парочки в спектакле — еще одна забава, за которую вроде бы случайно получен солидный куш. И потому все остаются в благодушном настроении: и персонажи, и актеры, и публика, конечно.
Комментарии (0)