Театр имени Ленсовета 22 марта 2019 представил на Малой сцене премьеру — спектакль «Посох, Палка и Палач» по пьесе Эльфриды Елинек, знаменитой бунтарки и «возмутительницы спокойствия».
Австрийская писательница — лауреат Нобелевской премии по литературе «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
За постановку сложного для восприятия текста о человеческой природе взялся один из главных режиссёров-экспериментаторов Илья Мощицкий, лауреат петербургской молодежной театральной премии «Прорыв-2018». Ему, кажется, подвластен любой жанр — кабаре, мюзикл, клоунада, спектакль в полной темноте.
Автор обещает помочь зрителю «выволочь из самих себя зверя, вместе с хламом масскульта, заскорузлыми клише, фобиями, пристрастиями и табу» — чтобы, очистившись от скверны, разложить всё необходимое в правильном порядке. Художник постановки — ещё один провокатор, взрывающий стереотипы — Сергей Кретенчук, создающий невероятные образы для Нового Императорского театра.
Происходящее на сцене описать сложно — это скорее набор политических и социальных высказываний, иногда комичных и абсурдистских, иногда — шокирующих и эпатирующих — но, безусловно, острых и актуальных. Толчком к созданию пьесы послужил теракт — взрывное устройство сработало, когда четверо цыган попытались убрать доску с надписью «Цыгане, убирайтесь в свою Индию». Общественность восприняла их смерти довольно спокойно — и это ещё больше потрясло Елинек. Она создала произведение, полное гнева, вмещающее размышления о социальном неравенстве, слепоте обывателей, не замечающих несправедливости, о жестокости, превращающейся в геноцид.
Актёры в спектакле ведут диалог со зрителем — одна из исполнительниц выходит на сцену с табличкой и пишет на ней мелом то ругательства, то обидные прозвища, поддразнивает и повторяет неловкие смешки из зала — тем самым прощупывая реакцию зала. Готовы ли вы к правде, острой и сокрушительной, готовы открыть глаза? Концертмейстер театрально объявляет части спектакля: Пролог, Жизнь, Победа, Сомнение и Смерть. И если первая сцена открывается криком невинного новорожденного, только пришедшего в этот мир, полный хаоса и грязи, завершится действо мягким льющимся сверху светом, к которому, очистившись, уходят герои, оставляя зрителей в прострации наблюдать за копошащимися червями на проекторе.
Этот спектакль не для расслабленного времяпрепровождения, он шокирует, заставляет морщиться, негодовать, а иногда и брезгливо отворачиваться — но здесь не получится как в Интернете закрыть страничку с неприятной новостью. Режиссёр, словно отхлестав по щекам зрителей, стремится встряхнуть, пробудить их от сна и зомбирования СМИ, ненадолго остановить в стремительном потоке бесполезной и лживой информации, навязываемых обществом потребления, принуждает задуматься о насущном и узреть Правду.
Комментарии (0)