Сотрудничество Театра Эстрады им. А. И. Райкина с режиссером Ниной Чусовой прогрессировало от мнимого к божественному.
Год назад Чусова поставила в Театре Эстрады мольеровскую комедию «Мнимый больной». Увы, спектакль, шумно преподнесенный к 50-летию худрука Юрия Гальцева, эффекта взорвавшейся бомбы не произвел, как и прочие постановки обновленного театра. Теперь на Большой Конюшенной появилась «Божественная комедия», засветившаяся в 60-е годы сразу в двух знаковых театрах — сначала в Центральном театре кукол в Москве (для него она и была написана Исидором Штоком), потом — в ленинградском БДТ. Кукольный жанр (хотя в постановке Сергея Образцова люди и куклы участвовали на равных) тогда «выиграл»: стартовав в столице, пьеса с невероятным успехом прокатилась чуть ли не по всем кукольным театрам страны. А вот спектакль Георгия Товстоногова, в отличие от возрожденной в 2005 году на сцене ЦАТК им. С. Образцова легендарной постановки, прожил не так уж долго. Но у нынешней «человеческой» «Божественной комедии» шансов на успех, похоже, больше: «виной» тому и дефицит современных умных комедий и то, что звезды сошлись на подмостках «Эстрады» с неуемной молодой энергией актерского курса Гальцева.
Благодаря композитору Андрею Аверьянову старая история превратилась в новый мюзикл, в котором есть и танцевальные номера (хореограф Ирина Ляховская) и вокальные. Мастер в спектакле Чусовой — сам Создатель, ну, а молодняк — ангелы, как и положено, находящиеся у него в подчинении. Поют вживую, что в очередной раз заставляет подивиться недюжинным голосовым данным Гальцева, хотя студенты, среди которых исполнитель партии Аладдина в одноименном мюзикле театра Музкомедии Альберт Мкртчян, ему в вокале не уступают.
Создатель, напоминающий беспомощного «благородного отца», силами художника Яны Глушанок, многолик и фантастичен, как и ангелы, снабженные латунными нимбами-радарами и светящимися стегаными крыльями. Облик божества «гуляет» от Саваофа до Ганеши, ослепляя зрителей то сиянием золота, то новогодними огнями, многократно отраженными в стенах выстроенного на сцене зеркального павильона (стены «вселенной» имеют «черные дыры», откуда в нужный момент пробьются языки адского пламени). Заваривший кашу грехопадения опальный Ангел Д (о, дивный Александр Черкашин!), способен не только оборотиться Змием, но и добыть ондулин для покрытия небесной тверди. Люди, явившиеся миру в виде пузырчатой биомассы, ему сразу пришлись не по нраву, и, избрав их в качестве орудия мести за неоцененные Создателем услуги по организации мироздания, «Дэ» оторвался на Адаме и Еве «по полной».
Одним из козырей постановки является приглашенная на роль Евы Любовь Тихомирова, актриса вахтанговского театра, театра «Сатирикон» и телешоу «Смотрите, кто пришел!». Характерный тембр голоса, способного к ироническим обертонам, и пародийный дар, сочетающийся с дарованием лирическим, делают ее дуэт Сергеем Сафроновым (Адам) запоминающимся. На мизансцену райского «выстраивания отношений» (сыгранного дуэтом в духе очередного номерного «Дома») публика реагирует адекватно, вселяя надежду на то, что аналогичные шоу все же не предел мечтаний соотечественников. И хотя на премьере первое действие не смогло захватить зал, второе с избытком компенсировало «смеховал», поводов для которого в изобретательной постановке Чусовой предостаточно. Главное теперь — театру «не уронить планку»: ведь порой от «просто смешно» до балагана всего один шаг.
Комментарии (0)