Выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, экс-премьер Театра балета Бориса Эйфмана и действующий солист Мариинки, хореограф и художественный руководитель M.А.D. Company Юрий Смекалов неоднократно становился инициатором крупных хореографических проектов. «Три товарища?» — его второй премьерный спектакль в течение этой осени. Первым был балет «1234», показанный на сцене Каменноостровского театра. Своеобразной премьерой можно считать и спектакль-притчу «Три маски короля»: созданную хореографом для Самарского академического театра оперы и балета постановку в конце ноября впервые смогла увидеть и петербургская публика.
Началом сотрудничества Юрия Смекалова с «Приютом комедианта» послужил спектакль «Солярис» (2018), в котором хореограф объединил артистов академического балета и независимых танцовщиков. «Три товарища?» куда более экспериментальны: на одну сцену с балетными артистами выходят актеры драматического театра. При этом танцовщики задействованы не только в хореографических, но и в разговорных эпизодах, а актеры в свою очередь — в танцевальных.
Новый спектакль повествует о том, с чем Юрий Смекалов знаком не понаслышке, — о мире балета и судьбах его артистов. На основе реальных историй из жизни хореографу в соавторстве с писателем Александром Цыпкиным (оба дебютировали в качестве драматургов) удалось создать виртуозно закрученный сюжет, не отпускающий до конца спектакля. Программист Артем (актер Театра им. Ленсовета Иван Батарев) едет к любимой девушке Крис, преуспевшей в Европе балерине (артистка Большого театра Виктория Литвинова), и рассказывает ей по телефону о трех танцовщиках Мариинского театра, с которыми познакомился накануне (их роли исполняют Юрий Смекалов, независимый танцовщик Александр Челидзе и экс-солист театра Бориса Эйфмана, а ныне актер Театра им. Ленсовета Виталий Куликов). Все три героя находятся на излете исполнительской карьеры и не знают, как себя в дальнейшем применить.
С романом Эриха Марии Ремарка балет перекликается лишь на уровне концептуальной идеи — отсюда и знак вопроса в названии постановки. «Наш спектакль — это не Ремарк, а совершенно новое произведение, темы которого так или иначе перекликаются с романом. Балетные артисты часто сталкиваются с одними и теми же сложностями. Одна из них — жизнь после завершения карьеры танцовщика. Артист в отличной форме, с большими амбициями и желанием работать вдруг чувствует себя невостребованным, нереализованным, в каком-то смысле представителем «потерянного поколения», — рассказывает Юрий Смекалов.
В спектакле много смешных закулисных историй и шуточек, граничащих с капустником, но по сути это трагикомедия. За всеми словесными бравадами и каламбурами угадываются реальные человеческие характеры, житейская и творческая неустроенность, горечь несбывшихся надежд. В них показывается изнанка балетного мира, скрытые от посторонних глаз драматичные повороты артистических судеб (не случайно спектакль имеет подзаголовок «О чем молчит балет?»). Так, в одном эпизоде мы узнаем о танцовщике, после завершения карьеры торгующем на площади мороженым, в другом — об экс-солисте, переквалифицировавшемся в таксиста…
Танец в спектакле возникает тогда, когда без него не обойтись, — в моменты наивысшего взлета чувств и любовных признаний. С помощью танцевальных средств выразительности хореограф также создает психологические портреты героев — убедительные и органичные, подсказанные артистической индивидуальностью самих исполнителей. Яркое впечатление производит монолог Александра Челидзе. Экспрессивно заостренный рисунок танца, нервная, лишенная классической вертикали пластика, телесная витальность движений крупным планом демонстрировали уникальный танцевальный дар этого артиста.
Главная тема спектакля находит поддержку и в сценографическом решении (художник-постановщик Андрей Севбо, художник по костюмам Сергей Илларионов, по свету — Яна Бойцова). Действие происходит в прозрачном павильоне, который превращается то в гримерку, то в репетиционный зал, то в сцену. В то же время это замкнутое, ограниченное пространство вызывает ассоциации с «оранжерейным» миром, в котором пребывает танцовщик во время учебы и работы в театре.
В итоге получился честный, лишенный пафоса и претенциозности спектакль, который будет интересен как профессионалам, так и рядовым зрителям. Ведь когда еще нам расскажут, о чем молчит балет?
Комментарии (0)